Полезные советыinSovet.Ru 🔍
🕛

Как самому делать цветочные горшки и плошки

ГЛИНА, ЕЕ СВОЙСТВА И ИСПРАВЛЕНИЯ ИХ *). Вследствие взаимодействия,
отчасти физического, а отчасти химического, атмосферы на разнообразные
горные породы, эти последние разрушаются или, как говорят, выветриваются,
образуя новые минеральные вещества. Все минералы, имеющие в своем составе
полевой шпат, на счет его при выветривании дают глину, то всем известное
тонкое и жирное на ощупь землистое вещество, которое повсеместно
встречается, как на поверхности земли, так и на более или менее
значительной глубине. Полевой шпат состоит из кремнезема, глинозема, окиси
калия или окиси натрия. При выветривании полевой шпат разлагается так, что
калий или натрий дают растворимый в воде углекислые соли, кремнекислота
выделяется в свободном состоянии, а остающийся кремнекислый алюминий или
глинозем и представляет собою собственно глину.
Образовывающаяся путем выветривания из полевого шпата глина вместе с
кремнеземом в виде не подлежащего дальнейшему выветриванию остатка может
остаться на том самом месте, где образовалась, и в этом случае она носит
название глины "первичной" или "каолина". Глина первичная, однако,
попадается сравнительно редко; гораздо чаще в местах образования размывает
и уносит с собою та же вода, которая способствовала выветриванию горной
породы, и затем глина, отмученная от остатков породы и вообще всякого рода
крупных частиц, снова из воды отлагается где-либо, где вода, несшая ее,
задерживается на более долгое время, и образует пласты и залежи глины
"вторичной", причем возможны и даже нередки случаи, что такая отмученная и
осевшая было глина во время какого-либо геологического переворота снова
вымываются водою и уносятся на новое место, попутно еще раз отмучиваясь, а
иногда и загрязняясь теми или другими примесями.
Принимая во внимание, что полевые шпаты, дающие начало каолинам,
бывают различного состава, что во время выветривания к глинистому веществу
примешиваются другие продукты того же процесса выветривания, -- каолины
представляют собою в действительности продукты, крайне разнообразные, как
по характеру глинистого вещества, так и по составу и количеству примесей.
Слюда, кварц и неразложившийся полевой шпат -- вот те примеси, которые
всегда содержатся в кащлинах.
В глинах вторичных количественное и качественное разнообразие
примесей еще гораздо больше. Наиболее часто во вторичной глине в виде
примесей можно найти: песок, углекислые соли магния и кальция, окисные
соединения железа, серный колчедан, гипс и в особенности растительный
перегной и разного рода другие органические остатки.
С технической точки зрения указанное разнообразие в составе глин
важно только постольку, поскольку оно отражается на основных свойствах
глины, делающих ее пригодной для тех или иных технических целей. Этих
важных, с технической точки зрения, свойств у глины немного, и мы начнем с
того, что постараемся в них разобраться.
Сухая глина с жадностью поглощает воду и упорно удерживает ее между
своими частицами. Намокшая до известной степени глина перестает через себя
пропускать воду и делается водонепроницаемой и в то же время превращается
в массу, которая, будучи хорошо перемята и перемешана, приобретает
способность легко принимать разнообразнейшие формы и сохранять при
высыхании; глина обладает, словом, тем свойством, которое называется
"пластичностью". Рядом с пластичностью и в непосредственной связи с ней
находится и другое свойство глины, а именно "связывающая" способность.
Способность эта заключается в том, что глина с различными
порошкообразными, не пластичными телами, вроде песка и т.п., дает
однородное тесто, обладающее также пластичностью, хотя и в меньшей
степени. Пластичность смеси уменьшается с увеличением содержания в ней
непластичных веществ и наоборот.
В природе встречаются глины с самыми разнообразными степенями
пластичности и связности, при чем наиболее пластичные глины всегда
способны удержать и большее количество воды, но замачиваются труднее, чем
не пластичные, и требуют для насыщения водою больше времени.
Глины с высокой пластичностью носят название глин "жирных", так как
дают при осязании в замоченном состоянии впечатление жирного вещества.
Глины непластичные или мало пластичные носят название "тощих". Жирная
глина даже в состоянии блестящая с виду и скользка на ощупь. Глина тощая
на ощупь шероховата, в сухом состоянии имеет поверхность матовую и при
трении пальцем легко отделяет мелкие землистые пылинки.
Кроме пластичности, важным свойством глины является отношение к
высокой температуре или обжиганию. Замоченная глина мало-помалу на воздух
теряет воду, становится сухой и твердой, но в то же время хрупкой и легко
истираемой в порошок. Прибавление воды и затем удаление ее при
обыкновенной температуре меняет физические свойства глины, но совершенно
не затрагивает ее химического состава. Если мы подвергнем замоченную и
отформованную в комок или другую какую форму глину весьма высокому
нагреванию, то глина не только потеряет всю воду, но в ней произойдут и
глубокие химические изменения. Обожженная глина, если обжиг был не при
слишком высокой температуре, не теряет своей пористости и способности
впитывать влагу, но окаменевает и совершенно теряет способность
размываться водою и давать с нею пластическую массу. Чем выше температура
обжига, тем твердость полученного черепка выше; для каждой глины можно,
наконец, достигнуть такой температуры обжига, при которой она, плавясь и
принимая стекловидный вид, совершенно теряет свою пористость; твердость
такой оплавленной глины делается настолько высокой, что она начинает
давать искры при ударе о нее сталью.
Температура, при которой глина переходит в стекловидное
видоизменение, или, как обыкновенно говорят, огнеупорность глины
составляет одно из очень важных ее свойств и различна для различных сортов
глины, завися в большей степени от наличности тех или иных примесей.
Из двух основных составных частей глины -- глинозема и кремнезема --
глинозем плавится довольно значительно выше кремнезема, но смесь их обоих
плавится легче, чем наиболее легкоплавкая из составляющих ее частей, т.е.
чем кремнезем (кварц, кремень, чистый песок состоят почти исключительно из
кремнезема), и при том весьма значительной степени. Прибавляя кремнезема к
глине, мы будем понижать ее огнеупорность, но до известного, хотя и весьма
высокого предела. Если идти дальше от этого предела и прибавить кремнезема
еще, то вместо уменьшения огнеупорности будет наблюдаться явление
противоположное, т.е. ее увеличение. Примесь глинозема, и даже
незначительная, всегда сильно подымает огнеупорность глины.
Понижают огнеупорность глины, кроме кремнезема, еще весьма
разнообразные другие вещества, встречающиеся в ней в виде естественных
подмесей, а иногда с техническими целями и искусственно подмешиваемые, а
именно: известь, закись и окись железа, магнезия, щелочи и т.д., причем
присутствие этих веществ в совершенно незначительных количествах (в 1%, а
иногда и меньше) в значительной степени уже понижает огнеупорность глины.
Наиболее сильно в этом смысле действует магнезия, затем окись железа и,
наконец, уже известь.
Естественная окраска глин бывает чрезвычайно разнообразна; имеется
глина цветов чисто белого, серого, голубоватого, сероватого, зеленоватого,
всевозможных оттенков желтая, красная, темно-синяя, коричневая и совершенно
черная. При обжигании цвет этот в зависимости от содержащихся в глине
различных подмесей различным образом изменяется. Все сорта глины,
содержащие в большем или меньшем количестве соединения железа, при
обжигании в окислительном пламени (о свойствах пламени мы будем говорить
ниже) приобретают кирпично-красный цвет, тем более темный, чем при высшей
температуре производился обжиг. При очень высокой температуре цвет этот
приобретает зеленый оттенок, и, наконец, глина может стать даже черной.
Если же железистая глина содержит вместе с тем и углекальцевую соль (мел),
то она при слабом обжигании делается красной, а при начинающемся спекании
становится мясокрасной с оттенками от беловатого до темно-желтого; при
полном стекловании и тут, впрочем, получаются оттенки от зеленоватого до
черного. Желтое окрашивание наблюдается еще ясно при содержании в глине на
каждый 1% окиси железа не менее 3-3,5% мела; температура, при которой оно
выступает, тем ниже, и оттенок его тем светлее, чем больше содержание
углекальциевой соли превышает указанное минимальное отношение, и,
наоборот, температура его появления тем выше, и цвет тем темнее (
переходящий в желто-красный или желто-коричневый ), чем отношение к данному
минимуму ближе. При меньшем содержании мела хотя и видоизменяет красный
цвет глины, но не дает чистого желтого цвета обжигаемому предмету, а
получаются цвета промежуточные, весьма некрасивые.
Кроме приведенного нами деления глин на первичные и вторичные, причем
первичные, кроме всего прочего, отличаются от вторичных слабо выраженной
пластичностью и значительно более высокой огнеупорностью, глины делят еще
на следующие четыре класса: 1) огнеупорные глины (белая пластическая и
непластическая), 2) плавкие глины (обыкновенная гончарная и сукновальная),
3) известковые глины (мергель и обыкновенная кирпичная глина) и -)
охристые глины (болюсь, охра). Для преследуемых в настоящей книжке целей
наибольшее значение имеет глина гончарная или горшечная. Она чрезвычайно
пластична, многие ее виды мягки на ощупь и образуют с водою довольно
тягучую массу. Окрашена она бывает в разнообразные цвета, в большинстве
случаев довольно интенсивные, и сохраняет эту окраску при обжиге. Почти
всегда содержит известные количества железа и извести.
Сукновальная глина для керамического производства не имеет никакого
значения, ибо в воде распадается в тонкий нежный порошок и образует
совершенно не пластичную кашицу. Вследствие этой своей способности в воде
распадаться в порошок и в таком виде впитывать в себя жиры, глина эта
применяется при валянии сукон, откуда и ее название. Иногда ее подмешивают
к глине гончарной, если эта последняя обладает слишком большой
пластичностью, как увидим далее, имеющей свои неудобства.
Оставляя совершенно в стороне мергели и охры, хотя мергель и
подмешивается иногда в глину, когда требуется повысить в ней содержание
извести, скажем еще несколько слов о глине обыкновенной и кирпичной. Глина
эта представляет собой смесь глины с кварцевым песком и с большим или
меньшим количеством охры, а иногда и извести : она окрашена в бурый или
желтый цвет, обладает сравнительно малой пластичностью и не особенно
огнеупорна.
Обыкновенная гончарная глина представляет собою наиболее
распространенный и почти повсюду встречающийся материал. Разностей этой
глины очень много и даже в одной и той же местности никогда нельзя найти
мало-мальски сходных образцов; от примеси окислов железа они всегда
окрашены в коричневый и ржавчинный цвет, которые при обжиге переходят в
красноватый. В сухом состоянии эти глины представляют массу плотную,
твердую и шероховатую. Обработанная водой дает липкую и пластическую
массу, издающую довольно сильный характерный для этих глин запах: глины
эти почти всегда содержат от 5 до 15% кварцевого песка. Самый лучший
материал для производства цветочных горшков и плошек -- это глина,
содержащая 5-8% кварцевого песка; содержание небольшого количества окиси
железа и углекислой извести полезно, так как изделия могут быть обожжены
при более низкой температуре. Но содержание значительного количества
извести, особенно в виде даже мелких кусочков -- не допускается. Если в
обыкновенной гончарной глине содержание песка превосходит 15-18%, то такая
глина мало пригодна для горшков, потому что у них могут обсыпаться края, и
вообще получается очень непрочная посуда. Такую глину можно исправить
прибавкою к ней пластической глины; но обыкновенно все прибавки, т.е.
песка к жирной, пластической глине и глины -- к тощей глине -- обходятся
дорого, даже и в тех случаях, когда эти материалы легки и дешево достаются
на месте.
Из материалов, которые полезно подмешивать к глине для данного
производства особенно отмечаем растительные вещества, как-то : торфяной
однородный порошок, древесные опилки, мелко рубленную солому, мякину,
порошок древесного угля и др. Чем пластичнее глина, тем примесь этих
материалов может быть большею, но вообще не должна превышать от 1/10 до
2/10 частей глины, по весу.
В цветочных горшках имеет значение цвет, принимаемый ими после
обжига. Наиболее практичный цвет горшков темно-желтый и красный, так как
они не только более прочны, но и лучше противостоят охлаждению почвы в
горшке при понижении внешней температуры. Самыми худшими будут белые
горшки как слабо поглощающие тепловые лучи. вет горшков после обжига в
значительной мере зависит от содержания в глине окислов железа и отчасти
от температуры обжига. Если температура обжига не превышает -00-600
град/Р. и глина содержит 10-15% окислов железа, то обожженные горшки будут
иметь темно-красный и красный цвет. При содержании окислов железа в глине
менее 3%, после обжига предметы получают белый и бело-желтый цвет.
Приступая к гончарному производству, чрезвычайно важно бывает прежде
всего решить вопрос, насколько для желаемых изделий пригодна имеющаяся под
руками глина. Лучший ответ на этот вопрос даст химический и механический
анализ глины, но для его производства нужна химическая лаборатория, нужны
известные химические познания и опыт, и потому мы этих исследований, не
доступных для большинства мелких производителей, для которых исключительно
и назначаем свою книжку, касаться совершенно не будем и укажем только,
какими более или менее простыми и доступными способами можно исследовать
глину касательно выше разобранных ее свойств, наиболее важных в
техническом отношении, т.е. относительнее пластичности и пористости при
обжиге.
Мы указывали уже выше, что глины пластичные всегда труднее
размачиваются, т.е. требуют для своего насыщения водою большего времени.
Вот этой-то особенностью и можно пользоваться при определении
пластичности. Из глиняного, хорошо на воде замешенного, теста лепят
брусок, затем дают ему на воздухе совершенно высохнуть. Такой высохший
брусочек затем погружают в воду и наблюдают, на сколько быстро будет идти
насыщение его водой, и на сколько сильно при этом произойдет
деформирование бруска. Вполне тощие глины при этом весьма быстро
рассыпаются в порошок, а чем глина жирнее, тем больше требуется для
насыщения водой времени, и тем слабее выражается деформация первоначальной
формы. Весьма хорошо иметь при этом образцы заведомо сильно жирных или
наоборот и тощих глин, а еще лучше глин заведомо-пригодных для
изготовляемого товара и производит пробы параллельно и в совершенно
одинаковых условиях для этих образцов и глин испытуемых.
Не надо, наконец, забывать, что пластичными бывают глины жирные, а не
пластичные тощие, и что существуют внешние, нами в своем месте указанные
признаки для различия их по внешнему виду и на ощупь.
Определение пористости производится с обожженным черепком. Взвешенный
предварительно черепок кипятят в воде, пока из черепка не перестанут
выделяться пузырьки воздуха, затем вынимают из воды, дают остыть, вытирают
снаружи слегка тряпкой и взвешивают снова. Привес покажет, сколько воды
впитал в себя черепок. Чем больше это количество, тем больше пористость
глины.
Очень редко, когда природная глина обладает всеми нужными для техники
свойствами как раз в той мере, как это требуется для данного рода изделий.
Обыкновенно приходится эти свойства, все или некоторые из них, изменять
искусственно прибавкой тех или иных веществ или смешиванием между собой
различных сортов глин. Последняя операция так проста и понятна, что
говорить о ней не приходится. Примесью сильно жирной глины увеличивается
пластичность массы, глина с сильно выраженной пористостью увеличивает ее
пористость и т.д. Мы скажем несколько слов только о примешивании к глине с
целью исправления ее свойств веществ других, кроме различных сортов глин.
Поднять пластичность мало пластичной глины искусственными подмесями
нет возможности, но понизить ее не трудно, а понижение это весьма часто
бывает совершенно необходимым, ибо слишком жирная глина прилипает к форме
и другим орудиям производства весьма сильно и трудно от них отстает; далее
изделия из такой глины при высыхании обнаруживают весьма сильную усадку,
т.е. сильно уменьшаются в размерах, что очень затрудняет их сушку, при
которой изделия деформируются, и нередко получаются на них трещины. Песок,
размолотый в порошок камень, обожженная и размолотая глина и др. подобные
материалы вовсе непластичные могут служить для этой цели. Все они в то же
время влияют и на пористость глины, в общем понижая ее, но только до
известного предела. При прибавлении слишком больших количеств этих
порошковатых непластичных веществ пористость начинает не уменьшаться, а
повышаться.
Всего чаще к глине примешивается песок, как материал наиболее дешевый
и доступный. Самые лучшие результаты дает песок кварцевый, не содержащий
никаких подмесей, но такой найти бывает довольно трудно, и поэтому часто
приходится довольствоваться песком обыкновенным, предпочитая песок с
острыми зернами, добываемый из карьеров, песку с зернами круглыми (речному
или морскому). Песок сильно илистый вовсе для подмеси в глину не годится.
Подмесь песку всегда изменяет также и огнеупорность глины, так как песок
представляет собою почти чистую кремнекислоту (кремнезем). Все, сказанное
нами в свое время в этом отношении о кремнеземе, в полной мере приложимо к
песку, но только мелкому. Крупный кварцевый песок поднимает огнеупорность
глины.
Песок с успехом можно заменить молотым кварцем и кремнем, причем к
этим понижающим пластичность глины материалам также в полной мере
относится все сказанное нами о влиянии на огнеупорность подбавки
кремнезема. В особенности хорошие услуги приносит молотый кварц и кремень
там, где надо сильно уменьшить усадку изделий. С помощью этих материалов
усадку некоторых глин можно довести до нуля, т.е. совершенно ее
уничтожить.
Обожженная и размолотая глина, носящая название шамота, как мы уже
упоминали, также понижает пластичность глины. В то же время она
увеличивает пористость изделий уменьшает их усадку и подымает
огнеупорность.
Известь также понижает пластичность глины, но является вообще говоря,
примесью нежелательной, а выше 18-20% и прямо вредной. Только при
производстве каменного товара со сплавленным черепком известь всегда
искусственно к глине прибавляется.
Наконец, надо упомянуть о прибавке к глине с целью увеличения
пористости изделий таких органических веществ, которые во время обжига
выгорят и оставят вместо себя пустоты. Такими выгорающими веществами могут
быть: угольный порошок, опилки, соломенная резка, полова, навоз, кострика,
торф и т.п.
Некоторые из указанных нами веществ меняют, как мы видели, не только
пластичность глины, но и ее огнеупорность. Всего чаще, однако,
огнеупорность глины понижают, а это бывает необходимо для производства
изделий со сплавленным черепком, прибавкой веществ специальных, носящих
общее название флюсов или плавней. В качестве плавней прежде всего
применяют полевые шпаты в разнообразнейших сортах и даже комбинациях,
вроде гранита, порфира и пегматита. Далее идет известь в виде мела или еще
лучше мергеля или доломита, так называемый шритт - сплавленные и затем
размолотые смеси щелочей с песком или кварцем, стеклянный бой, доменные и
каменноугольные шлаки, зола и т.п. дешевые материалы, содержащие
легкоплавкие силикаты.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГЛИНЫ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИЗ НЕЕ ТЕСТООБРАЗНОЙ
ОДНОРОДНОЙ МАССЫ.
Глина, добытая из земли, всегда подвергается целому ряду манипуляций,
общая цель которых получение совершенно однородной смеси, в которой все
частички всех составных частей глины, непластических подмесей
(естественных и искусственно введенных) и воды -- были бы распределены
друг относительно друга вполне одинаково в каждом месте смеси.
Равномерность смеси, из которой готовится произведения, одно из первых
условий успешного изготовления товара хорошего качества, и чем изделия
обладают более тонкими стенками, тем всякое в этом отношении отступление
сильнее сказывается в деформации предметов при обжиге, растрескивании и
даже полном их при этом разваливании на кусочки; иногда это
растрескивание наблюдается при том не во время фабрикации, а далее при
употреблении предмета в дело от перемен температуры, легкого удара и т.п.
Если даже глина идет в дело без всяких посторонних подмесей, все же
она никогда прямо вынутая из земли не будет вполне однородна и кроме
различных естественных подмесей, частью прямо вредных и подлежащих
удалению, а частью, хотя и не вредных, но неравномерно распределенных по
всей толщине глиняного пласта, вторичная осадочная глина всегда в виду
своего наносного происхождения обладает слоистостью и сохраняет
способность разделяться и раскалываться в направлении слоев даже после
обжига, если эта слоистость в ней не будет уничтожена. Природная
слоистость при этом удерживается в глинах весьма упорно и может быть
уничтожена лишь посредством усиленной механической переработки, которая
притом тем затруднительнее, чем глина пластичнее и чем она вязче.
Самый употребительный предварительный прием в приведении глины в
раздробленный, удобный для образования из нее однородного теста виде,
прием заключается в вымораживании глины или так называемом ее зимовании.
Вырытая из земли глина осенью или поздним летом сваливается в узкие и
длинные гряды высотою в 1--11/2 арш. и подвергается размачивающему
действию дождя, а если осень не дождливая, то поливается искусственно, так
чтобы морозы застали ее совершенно до земли промоченной. Вода замерзает
посреди частиц глины и, увеличиваясь при этом в объеме, разрывает их друг
от друга и делает глину более рассыпчатой. Действие вымораживания
усиливается при многократном повторении замерзания и растаивания, и потому
результаты зимования глины получаются особенно хорошими при зиме
неустойчивой, с оттепелями. Во время оттепелей весьма рекомендуется глину
перелопачивать, чтобы распространить происходящие в ней процессы на всю
толщу заготовленного материала. Слоистость при вымораживании глины
совершенно исчезает, и к весне, оттаяв и просохнув, глина распадается на
мелкие хрупкие комочки, жадно поглощающие воду при замачивании.
Рядом с изменением физических свойств глины во время зимования ее в
ней происходят и некоторые химические процессы, касающиеся, напр., не
самого глинистого вещества, а подмесей к нему. Железный колчедан, весьма
обыкновенная подмесь к глине, переходит в это время в железный купорос и
выщелачивается водою. Иногда зимованием можно совершенно непластичную
глину, каковой является, напр., каменистый глинистый стланец, превратить в
глину, пригодную для тех или иных керамических произведений и обладающею
достаточною для того пластичностью.
Тех же результатов, но в более малой степени можно достигнуть,
разложив летом глину тонкими слоями на солнце и поливая ее время от
времени водой. На солнце политая глина быстро высыхает, растрескивается и
становится более рассыпчатой.
Так или иначе распущенная и приведенная в более или менее
порошкообразное состояние глина затем освобождается от крупных
подмесей-камней, крупных не промерзших комков и т.д. пропуском через
грохот, а иногда при изготовлении более дорогого товара подвергается еще
отмучиванию, которое всего проще совершается в приборе, изображенном на
1. В резервуар А кладут глину и, пуская на нее сверху из желоба струю
воды, старательно с водой перемешивают. Вода увлекает с собою частицы
глины и подмесей и по желобу c поступает на сито t, где отделяется от
крупных, но легких, плавающих в воде примесей и собирается в резервуаре B,
в то время как крупные, тяжелые примеси остаются на дне резервуара А. В
резервуаре В оседают на дно более мелкие, но тяжелые частицы (песок и т.п.
), а вода с глинистыми частицами переходит в третий резервуар С. Глине
здесь дают осесть на дно, а воду после этого спускают через отверстия в
боковой стенке резервуара 1,2,3,-.
Для отмучивания жирных сортов глины приходится прибегать к весьма
энергичному ее перемешиванию с водой в первом резервуаре, который в этом
случае выгодно бывает заменить железным полуцилиндрическим корытом a (
2), через которое приходит вал d с несколькими насаженными на него
винтообразно расположенными разветвленными пальцами e. Измельченная
вращением такой мешалки и смешанная с водой глина затем проходит сквозь
сетчатую стенку c и направляется в отстоечные чаны.
Так или иначе измельченная и освобожденная от примесей глина далее
замешивается с водою, с прибавлением тех или иных подмесей или плавней,
если такое прибавление необходимо, в густое тесто, из которого можно было
бы формовать выделываемые изделия. Если к глине прибавляют какие-либо
вещества, то обыкновенно их прибавляют сначала в сухом виде к сухой же
глине и перелопачивают вручную. Затем к смеси или чистой глине, если
никаких прибавок к ней делать не надо, подливают воду и замешивают ее в
тесто. Это замешивание в тесто всего проще производится ногами рабочих или
лошадей, но более совершенно при помощи глиномяльных машин. Если
замешивание теста из глины производится ногами, то полученную таким
образом массу скатывают затем в один большой ком, называемый кабаном,
отрезают от него изогнутыми ножами пласты, скатывают их каждый отдельно
вручную, обрабатывают ударами деревянных колотушек и многократно
перемешивают и перепластовывают один с другими. Значительно быстрее идет
операция приготовления однородного годного для формования глиняного теста
на глиномяльных машинах, которые бывают вертикальными и горизонтальными.
Вертикальная глиномялка состоит (3) из стоячего цилиндра a
(деревянного или чугунного), в котором может вращаться вал б с
винтообразно расположенными по нем кулаками и ножами, имеющими
разнообразную форму винтовых лопастей или косорасположенных ножей. Глину
засыпают в мялку сверху, и затем она постепенно подается вниз, подвергаясь
измельчающему действию кулаков и ножей, и, наконец, выдавливается наружу в
виде беспрерывной ленты через отверстие В , сохраняя в разрезе очертания
этого отверстия.
Положивши цилиндр а с валом б горизонтально, мы получим глиномялку
горизонтальную. Главное отличие ее от вертикальной, однако, в том, что в
ней глина всегда ранее, чем поступить под действие кулаков и винтообразных
ножей, пропускается между парой вальцов, регулирующих количество
перерабатываемого теста и позволяющих одно и тоже количество глины
подвергать более или менее долгой и тщательной обработке.
ФОРМОВАНИЕ ПОСУДЫ. Для производства разнообразных цветочных горшков,
плошек и поддонников главным орудием служит формовальный гончарный станок
или круг, на котором легко и удобно можно выделывать всякую посуду,
имеющую круглое очертание во всех своих точках. Он состоит из железного
вертикального вала С, на нижнем конце которого имеется в виде большого
круга маховое (лучше дубовое) колесо В (рисунок -), а на верхнем конце
утвержден диск А; вал с маховым колесом и диском утвержден на помосте
стола К и бруска Р в подпятнике Т и подшипнике О так, что может легко
вращаться при малейшем воздействии на маховое колесо, о чем можно
составить ясное представление по нашему рисунку -, на котором показана
лишь задняя половина стола.
Рабочий усаживается около станка и придает маховику, а следовательно
и диску, вращательное движение от руки, а затем уже поддерживает и
регулирует его ногою. Затем он кладет кусок глины, необходимый для выделки
горшка, известной величины, смачивает этот кусок водою, сперва образуя из
куска тупой конус и в то же время, как диск вертится, надавливая большими
пальцами обеих рук на верхние части обрабатываемого куска, а остальными на
боковые; таким образом работник имеет полную возможность придавать массе
различные формы. Последняя цель особенно облегчается употреблением крайне
простого инструмента, называемого "ножиком"; он представляет собою
кленовую или железную пластинку, размеры которой делаются следующие:
ширина 11/2-2 вершка и длина 2-21/2 вершка; толщина по средине 1/5-1/6
вершка, но к краям "ножика", утончаясь, превращается в тупое заострение;
на пластинке, ближе к широкому краю, сделан разрез, соответствующий форме
самого "ножика", и служит для продевания большого пальца при действии
ножиком, который служит для снимания излишней глины в разных местах
внутренней и внешней поверхности горшка и установления соответствующего
отношения между верхним диаметром горшка. Для того, чтобы руки гончара
были всегда гладкими и скользкими, он время от времени, смачивает их в
болтушку из жидкой глины, находящейся в посудине тут же на столе, под
руками. Во время работы гончар сидит, как изображено на 5; руки его
совершенно свободны и находятся как раз на высоте диска А. Работа на
формовочном круге требует от гончара значительной ловкости, но по
отношению к столь простым предметам, как цветочные горшки, ловкость и
сноровка приобретаются очень скоро.
В садовом и огородном хозяйствах требуется, в смысле величины, самые
разнообразные цветочные горшки, начиная от мелких в 2-21/2 дюйма в верхнем
диаметре и кончая кадкообразными в 1-15 дюймов в верхнем диаметре, считая
его по внутренней линии, т.е. без толщины стенок.
Как бы ни было велико разнообразие цветочных горшков, последние по
отношению величины нижнего (дна) и верхнего диаметров и высоты, считая
последнюю по отвесу от внутренней поверхности дна до уровня с краями
горшка, могут быть отнесены к следующим трем типам:
1 тип, в котором верхний диаметр, считая по внутренней его линии,
равен высоте горшка по отвесу;
2 тип -- высота горшка равняется нижнему диаметру, по внутренней его
линии, но параллельной нижней поверхности дна, и
3 тип -- высота горшка равняется удвоенному нижнему диаметру.
Во всех типах нижний диаметр должен составлять 2/3 от верхнего
диаметра, считая по внутренним линиям. Величина горшков должного типа
возрастает не по внешним, но по внутренним линиям, при полном соответствии
этих линий.
Если в мастерской выделываются горшки многих размеров, то для каждого
из них следует иметь лекала, сделанные из жести или кленового дерева. Само
собою понятно, что все эти лекала должны иметь форму усеченных
равнобедренных треугольников (правильных трапеций), причем нижний край
лекала соответствует внутреннему диаметру дна, а верхний -- верхнему
таковому же диаметру горшка. Весьма полезно, чтобы внутренняя поверхность
дна не была строго параллельной внешней поверхности дна горшка, но имела
бы небольшой склон (5-70 к горизонту), направленный к центру горшка, где
проделывается отверстие; соответственно этому нижнему краю лекал придают
форму не строго параллельную верхней линии. Опытный гончар, с помощью
одного "ножика" может выделать требуемой формы горшок и придать верхней
поверхности дна указанную форму, но малоопытному, особенно, когда
требуется, чтобы горшки данного типа и размеров были строго однообразны,
лекало принесет несомненную пользу. Вставленное в горшок уже почти
готовым, удерживаемое отвесно в плоскости диаметров горшка, при медленном
вращении диска формовального круга лекало сразу придаст всей внутренней
поверхности горшка требуемою правильность, а в том числе и поверхности
стока для воды. Остается, вынув лекало и смочив руки или кусок губки в
глиняной болтушке, выгладить внутреннюю поверхность, смыть комочки глины и
снять горшок с диска, что достигается тонкой медной проволокой, длиною в
11/2 аршина, концами привязанной к палочкам для удобства удерживания
проволоки в руках, в то время когда ею действуют.
Относительно толщины стенок цветочных горшков можно заметить, что они
не должны быть слишком толстые, так как тяжелые горшки вообще
нежелательны. Однако, чем ближе к дну, тем стенки должны несколько
утолщаться, но не более, как на 1/-1/3 сравнительно с толщиной у верхнего
края. Можно принять за правило, что, в зависимости от качества глины и
примеси к ней растительных веществ, для придания горшку большей
пористости, облегчающей приток воздуха к корням растения, толщина стенок у
верхнего края горшка может составлять 1/-0-1/-5 часть верхнего диаметра и
соответственно больше у дна, которому тоже придают увеличенную на 1/-1/3
толщину, в виду того, что нижней части стенок и дну горшка придется
выдерживать наибольшее давление со стороны земли, наполняющей цветочный
горшок.
Когда горшок снят с формовального круга, в нем, в центра,
проделываются водосточные отверстия; последнее протыкается палкой или
пальцем (в очень больших горшках этих отверстий делают иногда 2 и 3,
равномерно распределяя по дну), непременно протыкая изнутри наружу, так
как при противоположном направлении около отверстия образуются закраинки
из глины, мешающие полному стоку воды. Слишком больших отверстий делать не
следует, так как это повлечет за собою выпадение земли и обнажение
оконечностей корней. Как правило, размер водосточных отверстий может иметь
диаметр, не превышающий двойной толщины стенки горшка у верхнего его края.
Когда же в большом горшке делают два-три отверстия, то диаметр каждого из
них не должен превышать полуторной толщины стенок горшка у верхнего края.
Относительно поддонников под цветочные горшки заметим, что к
соответственной величине горшков внутренний диаметр у дна поддонника
должен быть на 1/25 часть больше наружного диаметра дна у горшка, а затем
верхний внутренний диаметр поддонника должен быть на 1/3 больше такового
же диаметра дна, т.е. между диаметрами поддонника удерживается то же
отношение, как и между диаметрами горшка. Толщина стенок и дна поддонника
делается на 1/25-1/33 часть более толщины стенок горшка у дна, так как
поддонник должен выдерживать тяжесть, слагающуюся из веса горшка, земли и
растения. Высота стенок поддонника по отвесной линии должна составлять
1/6-1/7 часть высоты горшка, считая ее изнутри от водосточного отверстия
до уровня с верхними краями горшка.
Если цветочные горшки не должны быть сильно обжигаемы, то поддонники
полезно, в обжигаемом горне, помещать так, чтобы пламя и жар на них
действовали сильнее, и они лучше обжигались бы, что увеличит прочность
поддонников и лишит их способности впитывать влагу, особенно если
приходится подливать воду в поддонник.
Что касается плошек, то они выделываются чаще более значительных
размеров, служат для нужд теплиц и оранжерей; они представляют собою ни
более, как низкие цветочные горшки, высота которых чаще всего составляет
1/-1/3 верхнего (внутреннего) диаметра плошки. Выделываются плошки из
такой же глины, как и цветочные горшки всего лучше по лекалу, с одним или
несколькими водосточными отверстиями.
ПРОСУШКА ГЛИНЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ. Все глиняные изделия, до обжига,
просушиваются. Просушка вначале ведется при обыкновенной комнатной
температуре, а летом на воздухе -- на полках под навесами, устроенными
так, чтобы просушиваемые изделия постоянно проветривались. Обыкновенно
гончары, сняв с формовального круга готовое изделие, осторожно относят его
на полку или полати, устроенные вдоль стен или ниже потолка, в той же
мастерской; реже -- в отдельном помещении, особенно, если есть возможность
нагревать его от обжигательной печи. Чтобы сушка шла равномерно и не
вызывала образования трещин и даже распада посуды, необходимо, чтобы
последняя по крайней мере 1-11/2 находилась под влиянием 1-15 градусов Р.
, при условии, что благодаря хорошему проветриванию или вентиляции
помещения, воздух в нем достаточно сух. Затем, если возможно, то
температуру сушильного помещения в течение суток надо поддерживать на
18-20 градусов Р., при хорошей вентиляции. При невозможности этого
достигнуть просушивание приходится продлить до -5 дней.
При высушивании глиняных предметов всегда происходит их усадка, т.е.
они уменьшаются в объеме, и хотя эта усадка редко когда превосходит 1%,
все же ее приходится принимать во внимание при расчете величины форм и
желаемой величины изделия. Усадка происходит равномерно по всем
направлениям только тогда, если, во первых, масса, из которой формовалось
изделие, была совершенно однородна и, во вторых, высушивание ее велось
постепенно и медленно. Особенно осторожно надо вести высушивание предметов
из масс сильно жирных, а также вообще тонкостенных предметов. При быстрой
и неравномерной сушке не только возможно появление на изделиях трещин, но
они искривляются, и вообще наблюдается разнообразное деформирование.
Высушенные изделия почти не подвергаются обточке, для придания им
более изящного вида; обточка бывает иногда необходима, чтобы срезать
излишки глины, выгладить неровности и придать стенкам надлежащую толщину,
что особенно важно при выделке крупной посуды. Употребляемые для обточки
глиняной посуды токарный станок самого простого устройства, сходный с
употребляемым для обточки деревом, но отличающийся от него тем, что в нем
многие железные части заменены деревянными, а именно, вместо острия, на
котором утверждается деревянный обтачиваемый предмет находится винт, на
который навинчивается та или иная форма деревянной болванки, служащей для
насаживания на них обтачиваемого глиняного изделия. Вспомогательными же
орудиями, вместо долот, резцов и т.п., служат разной величины и формы
пластинки, выделываемые самими гончарами, так сказать, домашними
средствами из старых пил, серпов и т.п., таких форм, какие наиболее
подходят для обточки глиняных изделий. На рисунке изображен простейший
станок для обточки изделия.
ОБЖИГ ГЛИНЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ. Просушенные горшки и пр. переносятся в горн
для обжига. Обыкновенно горн наполняют изделиями разной величины. Смотря
по величине обжигательной печи и собственно горна, в последний
устанавливают 1000-1500 шт. горшков. На пол горна устанавливают более
крупную посуду, притом дном, и размещают так, чтобы меньшие предметы
поместились внутри крупных, и чтобы меньшие предметы покоились на краях
крупнейших. Все это гораздо легче делается, чем описывается, и при
известном навыке, горн, вмещающий 1500 штук горшков, может быть наполнен в
1-11/2 рабочих дня, что зависит от отдаленности мастерской от
обжигательной печи.
Процесс обжига горшков длится с раннего утра и до вечера; сперва на
легком огне (в течение 11/2-2 часов), способствующем окончательному
удалению из посуды влаги; затем жар увеличивается, и когда посуда
накалится докрасна, то обжиг изделий может считаться законченным; в это
время температура в горне достигает 700-7500 по Реомюру. После этого все
отверстия в горне и топочное закрываются и замазываются; в таком состоянии
горн оставляют на ночь или до полудня следующего дня. За это время горн
настолько охладиться, что можно приступить к выемке обожженной посуды,
если не голыми руками, то обмотанными холстиной или вдетыми в рукавицы.
Следует избегать выемки посуды из горна в дождливую погоду, так как
упавшие капли воды на горячую посуду могут вызвать растрескивание и
лопание ее.
Самое лучшее время для обжига глиняных изделий июнь -- июль; в это
время получается меньше браку, чем в том случае когда обжигание
производится в холодное время; в последнем случае много изделий лопается в
горне от того, что при переноске их из мастерской в горн на них оседает
слой воды (пот), превращающейся в горне в пар, от давления которого на
стенки посуды и происходит разрушение ее. При обжиге летом брак достигает
6-10%; зимой 15-20%.
На обжиг посуды в описанном выше кустарном горне, вполне заполненном
ею, потребуется около 1/-1/3 куб.саж.др.;
первая величина относится к очень сухим сосновым дровам. При обжиге
кизяком на горн той же емкости расходуется этого топлива от 50 до 70
пудов; при пользовании хворостом требуется не менее 1-11/- куб.саж. его,
при условии, что хворост пролежал год, не подвергаясь дождю и снегу.
Для обжигания горшков наши кустари по преимуществу пользуются
древесным топливом и предпочитают сосновые и ольховые дрова. Дубовые,
несмотря на высокую нагревательную свою способность, употребляются ими
неохотно, потому что продукты их горения изменяют цвет обжигаемой посуды,
напр., красный -- в темный, белый -- в красно-бурый и т.п.; притом это
изменение цвета бывает очень неравномерное. Такая посуда, как
неглазурованные цветочные горшки, может хорошо обжигаться: соломою,
кизяком (навозный кирпич), хворостом и т.п. Торф, как легко загорающийся
материал, притом дающий длинное пламя (что особенно ценится при обжигании
глиняных изделий), был бы хорошим топливом, если бы он не содержал
значительного количества воды, понижающей его нагревательные свойства;
кроме того, торф содержит много минеральных веществ, а вследствие этого
уносимая в продуктах горения зола, осаждаясь на обжигаемых предметах,
образует налеты и пятна, которые уменьшают прочность обожженного предмета,
вследствие этого процесса выветривания на этих местах. Хорошо высушенный
торф, если притом содержание в нем золы не превышает 15-18%, может быть
употребляем для обжигания цветочных горшков. Еще менее пригоден для обжига
каменный уголь, вследствие содержания сернистых соединений (особенно
колчедана), из которых образуются сернокислые соли, делающие посуду
непрочной и всегда на горшках красного цвета оставляющие бурые пятна.
Помещение для производства цветочных горшков или мастерская, хотя и
строится как жилое, однако, не должно служить для жилья, потому что, кроме
сырости и вредных испарений от высушиваемых изделий, оно бывает почти
всегда угарным, так как, желая сберечь теплоту, необходимую для просушки
посуды, приходится рано закрывать вьюшки; устройство же печей с
герметической дверцей у топливника требует значительных затрат. Такая
постройка может иметь размеры: в длину 18, в ширину 9-12 и вышину до
потолков - 5 аршин; в ней должны быть следующие отделения: а) третья часть
этого помещения, отгороженная от остального, вмещает закрома для хранения
сухой глины и песку, приспособления для отмачивания глины, барак для
выпаривания глины, ящик для вымешанной и подготовленной глины, месильную и
толчею для измельчения предметов, подмешиваемых к глине (напр., песчаника,
если не имеется речного песку и др.);
б) отделение, в котором находится -6 станков (или кругов) для
выделки цветочных горшков и токарный станок, на котором изглаживаются все
неровности у высохшей посуды, прежде нежели она поступит в обжиг; в)
отделение для хранения готовой посуды и разных предметов и вещей,
принадлежащих рабочим.
Горн или обжигательная печь для цветочных горшков отличается
простотой устройства. Удобнее располагать горн о бок с мастерской, чтобы
нагрузка горна обжигаемой посудою совершалась с наименьшей потерею времени,
и чтобы переносимая из мастерской ук горну посуда не подвергалась дождю,
снегу и т.п., вызывающим отсырение посуды или местное размокание, что
влечет неравномерный обжиг и лопанье посуды во время обжига.
Обжигательный горн лучше всего делать лежачим, с одним топочным
отверстием с одной стороны и дымовым -- с другой. Пространство для
обжигания отделяется от топочного пространства вертикальной стеною с
отверстиями в последней; через эти отверстия происходит равномерное
распределение газообразных продуктов горения, и в то же время стена
защищает обжигаемые предметы от летящей золы, при том, будучи накаленною,
стена содействует более полному сожиганию углеродистых частиц в дымовых
газах. На рисунках 9 и 10 показано устройство такой печи, а именно: печной
свод а окружает камеру для обжигания б, топочное пространство с, решетка d
с топочным отверстием е, зольник f. Отверстие g служит для притока
воздуха. Стена i с отверстиями (дырчатая), разделяющая обжигательное
пространство от топочного; значение этой стены выяснено выше. В задней
стене горна, через отверстие k пламя направляется в дымовой ход. Места,
обозначенные буквой n, показывают маленькие отверстия для наблюдения за
ходом обжига. Такую печь кладут в два кирпича -- стены и свод -- в один
кирпич, причем кирпич внутри горна может быть сырцовой; свод под
обжигательным отделением кладется из огнеупорного кирпича.
Южнорусские гончары для обжига простой посуды устраивают горн таким
образом: выбирают берег оврага или пригорок для горна (поближе или обок с
мастерской); на избранном месте, в береге оврага или на пригорке, делается
земляная выемка с горизонтальным основанием, на котором, из кирпича-сырца,
укладывается фундамент, а вместе и дно топки. На 7 показан план горна,
размеры которого: по линии АВ=- арш. и по линии СD=3 арш. На этом
основании возводятся стены горна из сырца, в 11/2 кирпича, причем
производится засыпка глиною пустого пространства между стеною горна и
земляною выемкой. Когда стена на всем протяжении от f A f (7)
возведена до 1 арш. высоты, приступают к кладке столбов: a b c d, D и D,
внутри печи. Столб a b c d выводится в 11/2 кирпича, симметрично, по линии
AD, на аршинном расстоянии от ff, длиною 13/- аршина по линии АВ. Столбы D
и D укладывают в два кирпича по ширине и в три кирпича по длине основания
столбов, следовательно, имеют в поперечном разрезе 9 и 6 вершков. Все три
столба возводятся до высоты (как и стены) 1 аршин. Незабранное стеной
расстояние ff будет служить топочным отверстием; назначение столба a b c d
разделять пламя от топлива и совместно с столбами D и D поддерживать свод
под камерою k, в которой производится обжиг гончарных изделий, отделяющий
топочное пространство L от обжигаемой камеры (8). Свод укладывается из
сырца; на глинистом растворе толщина свода не более -6-ти вершков;
верхняя его поверхность от соответствующей смазки глиною получаем почти
горизонтальный вид, нижняя же, между столбами и стеною, имеет очень
незначительную вогнутость. В своде EF проделано несколько отверстий, из
которых два большие диаметром 6-7 вершков лежат симметрично в промежутках
между углом а большого столба a b c d и стеною горна AC EF -- с одной
стороны и углом с и стеною горна AD Ef -- с другой стороны. Отступя от
больших отверстий на 6-7 вершков, в своде проделано несколько,
расположенных рядами, небольших отверстий, диаметром от 11/2 до 21/2
вершков, ряды небольших отверстий расположены параллельно линии CD
(7), рядами, отстоящими один от другого на 10-12 вершков, а в рядах --
на -5 вершков; на - отверстия эти обозначены буквами k,k k. Над
сводом топочного пространства L (-) строится камера, в которой
укладывают обжигательную посуду. Стены ее составляют продолжение стен
топочного пространства, однако, только на протяжении до точек E и F
(7), от которых стена обжигательной камеры загибается, и следовательно
обжигательная камера не захватывает области EF ff"(7), в которой
сгорает топливо. Высота обжигательной камеры 2-21/2 аршина; форма
куполообразная (8). В задней части стены обжигательной камеры, на
высоте от земли 3/- аршина (под точкою А 7), имеется отверстие 00,
обжигательную камеру при укладке в ней обжигательной посуды. После
наполнения горна это отверстие закладывается кирпичами и замазывается
глиною; но для выхода из камеры дыма и вообще продуктов горения,
поступающих в камеру через отверстия в свод -- оставляются в 00 небольшие
прорехи, замачиваемые в свою очередь, когда в топке прекратится
образование пламени, и останется жар; тогда же закрывается железною
заслонкой, обмазанной глиною, и топочное отверстие ff топки с (8).
Когда горн нагружен посудою, его обкидывают землей, оставляя свободными от
нее небольшую часть в вершине (p 8) и то место 00 (8), через
которое горн нагружался посудою.
Наконец, необходимую принадлежность обжигательной печи составляет
небольшой деревянный навес n n n m m (D, 8) у топки, прислоненный к
стенкам печи; он служит для склада топлива, хранения обожженной посуды и
защиты от дурной погоды самого гончара, во время производства топки.
Описанная обжигательная печь обходится при сооружении ее средствами самих
кустарей не дороже 25-30 рублей. Но после каждого обжига требуются
значительные поправки в печи вследствие обвалов в сводчатых закруглениях,
укладываемых без кружал, неправильно, на глинистом цементе. Эти ремонтные
работы не превышают 5-7 рублей; вообще же эта печь может прослужить 12-15
лет.
ВЫДЕЛКА НАВОЗНЫХ ГОРШКОВ. Зимой у садовода найдется немало свободного
времени. В это время, на досуге, производится ремонт рам, сколачивание
ящиков для рассады; в это же время расчет заняться и выделкой навозных или
земляных горшков для выращивания огородной и цветочной рассады. Обычно
рассада выращивается в ящиках, реже -- в плошках и обыкновенных глиняных
(обожженных) горшках; выращивание рассады в навозных или земляных горшках
имеет громадные преимущества, и кто раз попробует работать с этими
горшками, наверно их не бросит, -- насколько они удобны, дешевы, и,
главное, растения, выращенные в земляных горшках, развиваются несравненно
сильнее, чем при обычном способе культуры.
Преимущества навозных горшков заключаются в следующем. При обычном
способе культуры посев семян, для выращивания рассады, производится в
маленькие горшки или удобнее, в плошки, откуда сеянцы пикируются в другие
плошки, с целью, при дальнейшей культуре, рассадить их в ящики. При
культуре в навозных горшочках, растения, посеянные в плошки, пикируются по
одному в такие горшочки и в них остаются до того времени, когда можно
будет произвести высадку в открытый грунт (по миновании морозов).
Можно производить посев прямо в навозные горшки, по 2-3 зерна в
каждый, и затем из взошедших сеянцев оставить один, более сильный, другие
же уничтожить или употребить для пикировки в другие, свободные горшочки.
Конечно, предпочтительнее первый способ, т.е. предварительный посев в
плошки, откуда сеянцы пикируются уже в навозные горшочки, так как при этом
способе не теряется понапрасну семян (иногда очень ценных), да и
пикированные растения быстрее развивают разветвленную корневую систему.
Второй способ, т.е. посев семян прямо в навозные горшочки, должен быть
применяем только для растений, трудно переносящих пересадку даже в
семядольном состоянии, как, например, резеда, левкой и другие.
Уход за растениями, выращиваемыми в навозных горшках, ничем не
отличается от обычного ухода за растениями в обыкновенных глиняных
горшках. Правильно сделанные навозные горшочки настолько крепки, что даже
при усиленной и неосторожной поливке ничуть не портятся. Сеянцы, при
одинаковом уходе, в первое время одинаково развиваются и в глиняных, и в
навозных горшках, но спустя 3-- недели, когда сеянцы окрепнут и пронижут
корнями землю, насыпанную в те и другие горшочки, -- разница в развитии
делается очень и очень заметной.
Мелкие корни растений, сидящих в обыкновенных глиняных горшках,
достигнув стенок горшка, начинают загибаться соответственно изгибам стенок
горшка и оплетают поверхность земляного кома целой сеткой мельчайших
корней; у садоводов эта сетка носит название войлока. В первое время эти
корни имеют белый цвет; по мере накопления этих корней вокруг земляного
кома, они буреют, портятся и уже не принимают участия в питании растения,
делаются бесполезными для растения, вследствие чего при пересадках
обыкновенно этот корневой войлок удаляется с земляного кома при помощи
острого ножа. В солнечные дни, корни, обвивающие земляной ком в глиняных
горшках, портятся значительно быстрее: при малейшем недосмотре стенки
горшков накаляются, и нежные корневые мочки, прикасаясь к раскаленным
стенкам горшка, буреют и делаются уже бесполезными в смысле питания
растения.
Ничего подобного нет в навозных горшках. Мельчайшие корни, достигнув
стенок горшка, не загибаются, как это мы видим в глиняных горшках, а
проникают в толщу навозных стенок горшка и здесь находят богатое питание.
Толстые стенки навозных горшков всегда влажны, вследствие чего накаливание
их солнцем не может иметь таких вредных последствий, как в глиняных
горшках. Поэтому-то растения в навозных горшках всегда выглядят веселее, и
развитие их идет быстрее.
Но наиболее резко бросается в глаза различие между растениями,
выращенными в ящиках, в обыкновенных глиняных горшках и в навозных, при
высадке в грунт. Опытный садовод или огородник всегда стремится к тому,
чтобы растения развивались без перерыва. В семядольном состоянии
пересадка или пикировка растений не вызывает остановки в росте, но
последующая пересадка в открытый грунт, если она произведена
сколько-нибудь небрежно, безусловно останавливает развитие растений.
Поэтому, при пересадке растений из ящиков или горшков в грунт, стараются
на корнях сохранить возможно больше земли, с этою же целью к земле
рассадников примешивают измельченный торф или выветривающуюся болотную
землю (болотный чернозем), которая способствует лучшему развитию корней. И
все-таки, как бы тщательно ни была произведена пересадка, растения обычной
культуры все же в течение нескольких дней несколько привядают, болеют;
чтобы ускорить приживание их на новом месте, приходится усиленно поливать,
иногда даже затенять. Болезненное состояние пересаженных растений
усиливается в солнечные дни, -- вот почему для высадки всевозможных рассад
стараются пользоваться дождливой или вообще пасмурной погодой.
Ничего подобного не наблюдается с растениями, выращенными в навозных
горшках: эти растения не пересаживаются из горшочков в грунт; весь процесс
пересадки заключается в том, что в гряды закапываются сами горшочки, в
которых сидят растения, до самых краев. Таким образом понятно, что
растения в навозных горшочках не могут страдать или останавливаться в
развитии от пересадки: их, собственно говоря не пересаживают, а
перестанавливают с места на место. Конечно, перед высадкой в грунт
необходимо растения приучить к открытому воздуху, чтобы переход от
влажного воздуха теплицы или парника к сухому наружному воздуху был не так
резок.
Навозные горшочки и в дальнейшем развитии растений играют большую
роль: стенки таких горшков, сделанные наполовину из навоза, размякают в
грунту и служат к усилению питания растений, которые, по меткому выражению
одного садовода, "пожирают" горшочки, в которых были выращены.
Случайно прочтя где-то лет двадцать пять тому назад, относительно
возможности выделывать горшки из глины и коровьего кала, я нигде не мог
достать готовых форм для выделки навозных или земляных горшочков. Пришлось
с этой целью заказать кузнецу сделать железную форму, разрез которой виден
на рисунке 11. В какой-либо деревянный отрубок вбивается, возможно
перпендикулярно, железный стержень а; на стержень надевается железная
форма е, внутренние стенки которой должны быть самым тщательным образом
отполированы, чтобы глина, из которой выделываются земляные горшки, не
прилипала к стенкам и не задерживалась бы неровностями, иначе горшочки
трудно будет выталкивать из формы. Буквами d-d показан в разрезе
деревянный усеченный конус с просверленным по оси его сквозным отверстием;
отверстие это должно быть такой величины, чтобы конус этот мог свободно
надеваться на стержень а. Буквой с обозначен деревянный кружок с
металлической ручкой в; кружок привинчивается к деревянному конусу в виде
крышки.
Когда масса для выделки горшков приготовлена, берут комок ее
(величину комка быстро укажет опыт) и кладут в железную форму е-е, надетую
на стержень а; вставляют на стержень деревянный конус d-d и нажимают на
него до тех пор, пока крышка с не упрется в края железной формы.
Заштрихованное пространство на рисунке показывает, как распределяется
земляная масса, под давлением деревянного конуса. После этого конус
вынимается, и готовый горшочек выталкивается из железной формы. Для того,
чтобы горшочек легче выходил из формы, и чтобы земляная масса не прилипала
к деревянному конусу, каждый раз, перед накладыванием массы, внутренние
стенки железного горшка и деревянный конус обильно смачивается водой.
Чтобы стенки земляного горшка вышли ровнее, когда деревянный конус упрется
в края железной формы, конус поворачивают раза два направо и налево и
вынимают, после чего снимают железную форму с ее содержимым и, перевернув
вверх дном, слегка постукивают краем формы обо что-нибудь, вследствие чего
земляной горшочек вываливается.
Для удобства выталкивания горшков, можно класть на дно формы жестяной
кружок с прорезанным отверстием; этот кружок делается диаметром совершенно
таким, чтобы он мог быть надет на стержень а, тогда как отверстие в
железной форме делается несколько больше. На стержень надевается сначала
железная форма, затем в форму вставляется жестяной кружок, также надетый
на стержень а. Когда горшочек будет сформирован, железную форму е-е
снимают со стержня а и пальцем через отверстие формы выталкивают земляной
горшочек.
Массу для выделывания горшочков я составлял из глинистой тяжелой
земли и коровьего кала; если под руками имеется земля слишком легкая, то,
для большей прочности, к ней необходимо прибавлять, половина на половину,
глины. Вся масса перемешивается до получения однообразной массы, в виде
очень густого теста. К материалу, из которого выделываются горшочки, можно
прибавлять и минеральных солей (чилийской селитры, томасшлака, калийной
соли), но, конечно, в минимальном количестве. При перемешивании всех
составных частей, следует приучить себя брать всего в таком количестве,
чтобы получилась густая, тягучая масса, по возможности без примеси воды,
иначе горшочки будут с трудом выходить из формы и даже разваливаться.
В 1907 году в "Прогрессивном садоводстве и огородничестве" появилась
статья о навозных горшках садовника К.Бессекирского. По его мнению,
навозные горшки исключительно имеют значение для цветочной рассады
(летников), а также для некоторых видов огородных растений, для подготовки
ранней рассады, парниковых огурцов, дынь, арбузов, парниковой цветной
капусты и ранней кочанной капусты. Цветочные и капустные семена
высеиваются раньше в плошки, ящики или парники, и когда семядоли
достаточно разовьются, г.Бессекирский советует рассаживать сеянцы по две
штуки в навозные горшки, которые плотно, один к другому, устанавливаются в
не горячий парник, где и остаются до высадки в грунт.
Трополеум, Рицинусы, Ипомеи, Каннабис, Лупинус, Японский хмель,
Фазеолус, Горошек душистый, Кукурузу пестролистную, Кобею, Долихость,
Мину, Турбенгию, Циклантеру, огурцы, дыни, арбузы можно высеивать прямо в
навозные горшки по 2-3 зерна и устанавливать также в парник, причем для
огурцов, дань и арбузов следует давать теплый парник. Кроме вышеупомянутых
растений можно также высаживать в навозные горшки черенки Альтернантеры,
Эризиумы, Амарантусы, Колеусы, разные сорта Бегонии, Мезембриантемум и
другие, предназначенные для высадки в цветник, растения.
Массу для навозных горшков г.Бессекирский советует составлять таким
образом: 3 части чистого, без соломы, коровьего кала, 2 части глины без
примеси камешков, 1/2 части волокнистого торфа, предварительно просеянного
через крупный грохот, затем добавляется сухой печной золы, просеянной
сквозь мелкое сито. Все это смешивается настолько, чтобы получилась масса
в виде очень густого теста (воды ни в каком случае не добавлять)
однообразного состава; чем лучше будет вымешано, тем лучше выйдут горшки.
Для составления массы самое лучшее употреблять низкую широкую кадку или
ящик из полуторадюймовых досок в 1 арш. толщины и полтора аршина длины.
У г.Бессекирского один рабочий успевает сделать таких горшков до -00
штук в день. Сушить такие горшки следует в умеренном тепле, отнюдь не в
горячем месте, иначе сгорят. Самый удобный размер -- 13/- вершка вышины,
форма -- вазончика глиняного. Навозные горшки, -- заключает
г.Бессекирский, -- в любительском садоводстве неоценимы, и чем севернее,
тем больше заслуживают внимания, так как там дорог каждый лишний день для
цветовода; имея дело с такими горшками, можно иметь растения в цвету на
целый месяц раньше, тем более те, которые требуют посева прямо в грунт.
На статью г.Бессекирского отозвался известный практик-садовод
П.Дмитриев не соглашается с советом сажать по 2-3 штуки в один горшочек,
так как, в виду малых размеров навозных горшочков, в них нельзя садить
более одной штуки, иначе высадки будут теснить и глушить друг друга. К
этому возражению г.Дмитриева вполне присоединяюсь и я. Одним из главных
преимуществ навозных горшочков именно и является то обстоятельство, что
растения высаживаются вместе с посудой, причем корни совершенно не
тревожатся; если же мы будем в один горшок сажать по 2-3 растения с тем,
чтобы их при высадке в грунт разделить,-- теряется весь смысл выращивания
рассады в навозных горшочках: корни растений пронизывают насквозь стенки
горшочков, и, при делении, их невольно придется перерезать или рвать.
Состав массы для выделки горшочков г.Дмитриев, на основании своего
15-летнего опыта, советует применять следующий: сначала приносится в
теплицу конское ведро талого коровьего кала, затем берется обыкновенная
огородная земля; сыплется все это на пол и смешивается на подобие того,
как мнется замазка. Далее, если масса очень густа, то обязательно
добавляется вода, если же, наоборот, масса жидка, -- добавляется земля.
Когда тестообразная масса будет готова, что легко узнается на опыте,
берется пресс, набивается до половины этой массой, и ручкой вывертывают до
тех пор, пока не получится горшочек. Затем ручка вынимается. Горшок
опрокидывается вниз, вытаскивается очень осторожно на боров в теплице, где
и ставится дном кверху. На другие сутки горшочки, ранее сделанные,
перевертываются дном вниз, а затем укладываются и прячутся до времени
надобности. Надо заметить, что в течение двух суток сушки горшочки
делаются настолько твердыми, что, упавши, не разбиваются. Денег любителям
эти горшочки сохранят много.
Наконец, г.Н.Радошнов, в своей брошюре $Земляные горшки и их
применение", дает следующие ценные указания по выделке этих горшков.
Простейши

Также по теме:
Мы в соцсетях ✉