Полезные советыinSovet.Ru 🔍
🕛

О ткачестве

Свой ткацкий станок я собирала по чердакам в Варнавинском районе Нижегородской области. Училась ткачеству у двух местных женщин - Прасковьи Андреевны Пушиной и тети Кати Черемохиной. А потом и другие добрые люди научили еще всякому.

Теперь я все более чувствую, что ремесло должно жить и передаваться к новым и новым людям.
Это поможет не только обеспечить себя одеждой в экопоселении, но и ощутить связь с Живой Землей и своими предками.

У славян весь цикл работ по изготовлению одежды, начиная с посадки льна, обработки волокон, прядения нити и заканчивая тканьем полотна, украшением изделия был связан с множеством обрядов и поверий. Не случайно - ведь одежда, как и пища являются необходимым условием жизни человека, от милости Богов и сил Природы зависит, наделить ли его этим в изобилии или нет.
Покровительницей прядения и ткачества считается богиня Макошь (ее имя Ма-кош означает «Мать жребия», и подобно греческим мойрам и варяжским норнам, прядет она нить судьбы каждого живого существа, сплетая их вместе в ткань жизни). С христианизацией Руси ее стали называть именем святой Параскевы-Пятницы, в заговорах и молениях персонифицированная «Пятница» постепенно вытеснила упоминание Макоши.
При стрижке овец оставляли клок шерсти - как подношение Мокуше (вариант имени богини). Еще верили, что Мокуша обходит дома и, если пряхи дремлют, она прядет за них (веретена "сами вертятся").


На Русальной неделе (перед Купалой) Русалки выходят из своих водных местообиталищ, чтобы порезвиться на лугах, покачаться на тонких изогнутых березах, пошутовать над людьми. В это время девушки и молодые женщины ходили в лес и развешивали там полонища холста и рубашки в подарок русалкам. Об этом сохранилась народная песня:

На Гряной неделе
Русалки сидели
Ой рано, ей-ру
На кривой березе
На прямой дорожке
Ой рано, ей-ру
Русалки сидели
Сорочки просили
Ой рано, ей-ру
Ай девочки-подружки
Дайте сорочки
Ой рано, ей-ру
Дайте сорочки

Скупых женщин русалки могут наказать, запутав и порвав их пряжу.
Могла русалка причинить людям и худшую обиду - пользуясь своею властью над водою земною, не напоить ею посевы в достатке.

Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний.
А все те места, где заканчивалась ткань и начиналось открытое тело - рукава, ворот, подол - покрывались обережным узором. Ведь через эти места могли проникнуть болезнь и порча.

В деревнях Нижегородской области рощение льна и ручное ткачество жили еще в 60-е годы годы ХХ века, сейчас же совсем немного осталось людей в России, помнящих секреты древнего ремесла.
Гусляна

Также по теме:
Мы в соцсетях ✉