Место, где Вы реализуете себя как учитель, и называется уроком. Именно сюда Вы приходите с надеждой и волнением, именно здесь, Вы, наконец, понимаете, не ошиблись ли с выбором профессии.
Урок - это довольно сложная структура и наша задача сделать так, чтобы она не развалилась в течение отведённых нам -0--5 минут. Я попытаюсь поэтапно охарактеризовать процесс подготовки к уроку.
1. Определите цель урока.
Это необходимо сделать прежде всего. Вся Ваша деятельность на уроке должна определяться этой целью. Всё ради этой цели. Чему должен научиться ученик на этом конкретном уроке? Ответ на этот вопрос и определяет цель. Но нельзя рассматривать урок изолировано от всего курса обучения. Он должен занимать своё значимое место во всей череде уроков, определённых Вашим учебным планом на четверть или полугодие. Соответственно цель урока должна рассматриваться в контексте этого учебного плана.
2. Определите набор приёмов и методов обучения для данного урока.
Эти приёмы и методы будут зависеть от поставленной цели. Здесь я хотел бы дать кое-какие комментарии. Как мы познаём окружающий мир? Для этого мы наделены органами чувств, с помощью которых мы можем видеть, слышать, осязать. Точно так же мы пользуемся ими, изучая язык. Здесь правило простое: чем больше органов чувств задействовано в процессе обучения, тем более эффективным оно будет. Подбирайте приёмы и методы с таким расчётом, чтобы максимально использовать все виды речевой деятельности (ВРД), ведь каждый ВРД основывается в той или иной мере на функциях различных органов чувств.
Другим критерием выбора приёмов и методов для урока является состав обучающихся. Их количество и уровень качества знаний тоже внесёт свои коррективы. Здесь главное, чтобы применяемые методы и предлагаемые упражнения соответствовали их уровню и могли бы быть максимально эффективны для данного количественного состава учеников.
3. Выберете оборудование для урока.
Под оборудованием урока следует понимать его материальное обеспечение, т.е. раздаточный материал, наглядные средства, технические средства обучения (ТСО): аудио и видео, компьютеры, учебные пособия и т.д. Подбор оборудования напрямую зависит от выбранных Вами приёмов и методов обучения и, разумеется, от возможностей школы. Здесь важно чувство меры. Не нужно перегружать урок техническими средствами, но с другой стороны проводить урок вообще без оборудования, особенно без наглядности и учебных пособий тоже нельзя. Особое внимание обращаю на аудио средства. Записи иноязычной речи желательно применять как можно чаще. Перед уроком обязательно проверьте исправность ТСО и научитесь ими уверенно пользоваться.
-. Распределите ход урока по времени.
Теперь всё, указанное выше, Вам нужно вместить во временной промежуток -0--5 минут. На первый взгляд задача не сложная. Но очень часто начинающие учителя испытывают проблемы со временем на уроке. Его либо не хватает, либо наоборот, остаётся лишнее время, и начинающие теряются, не зная, что в такой ситуации делать. Прежде всего, планируйте урок так, чтобы всё успеть. Если же время в конце урока осталось, то это уже не так страшно. Заранее продумайте "резервные" задания, желательно такого плана, чтобы их можно было выполнять бесконечно. В таком случае Вы всегда найдёте, чем занять оставшееся вдруг время. Естественно, эти задания должны соответствовать главной цели урока. Справедливости ради замечу, неувязки со временем обязательно будут случаться поначалу, но по мере накапливания практического опыта Вы физически начнёте чувствовать время. Лично я очень хорошо чувствую время в пределах -5 минут, даже не глядя на часы. Кстати, свои часы можете положить на стол во время урока, чтобы следить по ним за временем. Это лучше, чем, если без конца поднимать руку и смотреть на них слишком часто при учениках...
5. Подготовьте оборудование.
Перед самым уроком тщательно подготовьте аудиторию, где будет проходить занятие, чтобы во время урока думать только об уроке, а не о том, как повесить таблицу, где взять мел и т.д. На доске всё необходимое уже должно быть написано, раздаточный материал подготовлен к раздаче. Кассеты или диски должны быть под рукой в готовом к немедленному использованию состоянии. Для начала Вы можете заранее записывать всё, что нужно подготовить к уроку, чтобы ничего не упустить. Школа- это довольно суетное место, где, находясь среди детей и коллег, немудрено и забыть чего-нибудь...
6. Подготовьте план урока.
Я сейчас не буду останавливаться на поурочном планировании как таковом, а скажу лишь о чисто техническом моменте. Как должен выглядеть план урока? Он должен быть максимально удобен для Вашего пользования. Лучше всего писать его на отдельных листах, крупным и чётким почерком, выделяя всё самое важное. Во время урока план должен лежать на столе в удобном для просмотра виде. При этом не стоит его слишком часто брать в руки. Пусть он будет написан так, чтобы всё нужное можно было бы без труда увидеть в нём, не поднимая его со стола. Избегайте пользоваться планами, которые Вы написали ещё в прошлом учебном году, даже если он по той же самой теме и учебнику. И уж совсем недопустимым является использование чужого плана урока. Помните, что план - это всё-таки план, а не подробное изложение хода урока (хотя, конечно, у Вашего завуча может быть и другое мнение) и нужен он Вам не только для отчёта, но и как подсказка хода урока. Однако, как бы Вы тщательно не планировали свою работу на уроке, тем не менее, наверняка будут возникать какие-то проблемы и трудности.
Урок - это довольно сложная структура и наша задача сделать так, чтобы она не развалилась в течение отведённых нам -0--5 минут. Я попытаюсь поэтапно охарактеризовать процесс подготовки к уроку.
1. Определите цель урока.
Это необходимо сделать прежде всего. Вся Ваша деятельность на уроке должна определяться этой целью. Всё ради этой цели. Чему должен научиться ученик на этом конкретном уроке? Ответ на этот вопрос и определяет цель. Но нельзя рассматривать урок изолировано от всего курса обучения. Он должен занимать своё значимое место во всей череде уроков, определённых Вашим учебным планом на четверть или полугодие. Соответственно цель урока должна рассматриваться в контексте этого учебного плана.
2. Определите набор приёмов и методов обучения для данного урока.
Эти приёмы и методы будут зависеть от поставленной цели. Здесь я хотел бы дать кое-какие комментарии. Как мы познаём окружающий мир? Для этого мы наделены органами чувств, с помощью которых мы можем видеть, слышать, осязать. Точно так же мы пользуемся ими, изучая язык. Здесь правило простое: чем больше органов чувств задействовано в процессе обучения, тем более эффективным оно будет. Подбирайте приёмы и методы с таким расчётом, чтобы максимально использовать все виды речевой деятельности (ВРД), ведь каждый ВРД основывается в той или иной мере на функциях различных органов чувств.
Другим критерием выбора приёмов и методов для урока является состав обучающихся. Их количество и уровень качества знаний тоже внесёт свои коррективы. Здесь главное, чтобы применяемые методы и предлагаемые упражнения соответствовали их уровню и могли бы быть максимально эффективны для данного количественного состава учеников.
3. Выберете оборудование для урока.
Под оборудованием урока следует понимать его материальное обеспечение, т.е. раздаточный материал, наглядные средства, технические средства обучения (ТСО): аудио и видео, компьютеры, учебные пособия и т.д. Подбор оборудования напрямую зависит от выбранных Вами приёмов и методов обучения и, разумеется, от возможностей школы. Здесь важно чувство меры. Не нужно перегружать урок техническими средствами, но с другой стороны проводить урок вообще без оборудования, особенно без наглядности и учебных пособий тоже нельзя. Особое внимание обращаю на аудио средства. Записи иноязычной речи желательно применять как можно чаще. Перед уроком обязательно проверьте исправность ТСО и научитесь ими уверенно пользоваться.
-. Распределите ход урока по времени.
Теперь всё, указанное выше, Вам нужно вместить во временной промежуток -0--5 минут. На первый взгляд задача не сложная. Но очень часто начинающие учителя испытывают проблемы со временем на уроке. Его либо не хватает, либо наоборот, остаётся лишнее время, и начинающие теряются, не зная, что в такой ситуации делать. Прежде всего, планируйте урок так, чтобы всё успеть. Если же время в конце урока осталось, то это уже не так страшно. Заранее продумайте "резервные" задания, желательно такого плана, чтобы их можно было выполнять бесконечно. В таком случае Вы всегда найдёте, чем занять оставшееся вдруг время. Естественно, эти задания должны соответствовать главной цели урока. Справедливости ради замечу, неувязки со временем обязательно будут случаться поначалу, но по мере накапливания практического опыта Вы физически начнёте чувствовать время. Лично я очень хорошо чувствую время в пределах -5 минут, даже не глядя на часы. Кстати, свои часы можете положить на стол во время урока, чтобы следить по ним за временем. Это лучше, чем, если без конца поднимать руку и смотреть на них слишком часто при учениках...
5. Подготовьте оборудование.
Перед самым уроком тщательно подготовьте аудиторию, где будет проходить занятие, чтобы во время урока думать только об уроке, а не о том, как повесить таблицу, где взять мел и т.д. На доске всё необходимое уже должно быть написано, раздаточный материал подготовлен к раздаче. Кассеты или диски должны быть под рукой в готовом к немедленному использованию состоянии. Для начала Вы можете заранее записывать всё, что нужно подготовить к уроку, чтобы ничего не упустить. Школа- это довольно суетное место, где, находясь среди детей и коллег, немудрено и забыть чего-нибудь...
6. Подготовьте план урока.
Я сейчас не буду останавливаться на поурочном планировании как таковом, а скажу лишь о чисто техническом моменте. Как должен выглядеть план урока? Он должен быть максимально удобен для Вашего пользования. Лучше всего писать его на отдельных листах, крупным и чётким почерком, выделяя всё самое важное. Во время урока план должен лежать на столе в удобном для просмотра виде. При этом не стоит его слишком часто брать в руки. Пусть он будет написан так, чтобы всё нужное можно было бы без труда увидеть в нём, не поднимая его со стола. Избегайте пользоваться планами, которые Вы написали ещё в прошлом учебном году, даже если он по той же самой теме и учебнику. И уж совсем недопустимым является использование чужого плана урока. Помните, что план - это всё-таки план, а не подробное изложение хода урока (хотя, конечно, у Вашего завуча может быть и другое мнение) и нужен он Вам не только для отчёта, но и как подсказка хода урока. Однако, как бы Вы тщательно не планировали свою работу на уроке, тем не менее, наверняка будут возникать какие-то проблемы и трудности.