Масса имеющихся рекомендаций, безусловно, оказывает помощь родителям. Здесь лишь приводятся вопросы, на которые рано или поздно приходится обратить внимание. Я предлагаю Вам посмотреть на две части образовательных программ. Это разделение делает удобным понимание того, какие навыки могут быть развиты у Вашего ребенка. И Вы легко определите, на чем сконцентрироваться при поиске учебного заведения.
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ЧЕЛОВЕКУ
-Получаемые в школе
- Дополнительно требуемые в жизни
Абстрактное мышление - способность человека приводить ситуации и проблемы к схемам и решать их «технически» Творческое воображение - умение представить или продемонстрировать что-то различными способами (в отличие от творческого мышления, которое направлено на решение задач и проблем) Система убеждений «хорошо-плохо», «поощрение и наказание» Знания о законах развития социальных групп (но не законов жизни одного человека) Кто виноват и что делать (это отличается от поиска того, как добиться) Формирование стереотипов «выгодно», «престижно», «можно гордиться», «героизм и самопожертвование» Умение составлять расписания - не путать с составлением целей и методов их достижения Знания - куда пойти учиться Знание закономерностей жизни и развития человека позволяют Без труда найти и поставить цели жизни Кроме этого необходимо знать методы достижения этих целей И если этих знаний нет, то что можно сказать об умении добиваться этого от других (взаимодействуя с окружающими на работе и в жизни) Что делать, когда что-то не получается и как найти причину Как воспринимать происходящее и искать ответы на жизненные вопросы, то есть уметь делать правильный выбор
И еще можно было бы выделить два акцента результатов обучения:
А) демонстрация учеником знаний и навыков (например, экзамены, олимпиады, конкурсы, тесты, выступления, деловые игры …)
Б) использование знаний при решении возникающих задач и проблем (например, поиск вариантов решений, действия в условиях нехватки информации, определение возможности действовать, тактика реагирования на отрицательные результаты…)
«ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ»
(о нескольких приоритетах системы образования)
Присмотревшись к различным подходам в учебном процессе, можно выделить четыре акцента:
1. Интересы государства - подготовка квалифицированного ресурса для реализации государственных целевых программ и воспитание законопослушных граждан
Смена государственного курса, целей и приоритетов сразу же меняет требования к подготовке и обучению граждан. Любой правитель (или власть) должен опираться на людей, которые оптимально подготовлены к выполнению его программ. Это главная цель, которую будет проводить и поддерживать любое правительство в системе образования. Кроме того, государству нужны законопослушные граждане.
2. Требования работодателей - подготовка необходимых сотрудников, которые эффективно решают поставленные перед ними задачи. Т.е. работники должны не просто давать ответы, а организовать исполнение этих задач.
Конкретному работодателю требуются люди, которые позволяют ему достичь максимальных целей в бизнесе (или социальной сфере). При этом работодатель вынужден опираться на установленные государством «правила игры», защищать свою собственность и свое положение, позволяющее это делать.
3. Родители - желают подготовить ребенка для получения стабильного материального обеспечения в его самостоятельной жизни (то есть иметь возможность «выгодно устроиться» и уметь защищать свою собственность)
Родители, исходя из установившейся в государстве системе ценностей, желают, чтобы их чадо испытывало меньше невзгод и было бы конкурентоспособным (как минимум для получения стабильной и хорошо оплачиваемой работы)
4. Сам человек - хочет понимать, из чего состоит жизнь, научиться быть счастливым, уметь определять важное для себя, уживаться с другими.
Связующим звеном этих четырех «стихий» является сама система образования.
Этот «пятый элемент» объединяет в различных соотношения четыре исходных, каждый из которых имеет свои наиболее важные требования. Причем любая школа готовит собственный эликсир знаний из отмеченных ингредиентов.
Анализируя учебные программы, стоит заметить, что четвертый «элемент», мало меняется от политических или географических условий. Эти знания существуют веками. Что интересно, эта четвертая часть знаний (лучше было бы поставить ее первой) важна для самого человека. А для государства и работодателя это второстепенно. Родители, безусловно, хотели бы, чтобы ребенок знал ответы на вопросы жизни. Но государство, бизнес и средства массовой информации формируют свою систему ценностей, которая волей-неволей отражается в сознании родителей.
Поэтому третий и второй «элементы» - основаны на материальной собственности и применении «правил игры», которые диктует государство. Основные подходы здесь изменяются в соответствие со сменой системы ценностей в обществе.
Первый «элемент» - меняется со скоростью смены правительственных программ и целей.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - тот «пятый элемент», который может управлять приоритетом четырех других
P.S. Надо отметить, что есть еще одна составляющая, о которой я не упомянул. Это само общество.
Так или иначе, общество (в отличие от государства) формирует неписаные законы - правила этикета и понятия «хорошо-плохо». При этом общество исходит из желания устроить себе удобное существование. Все это, безусловно, попадает и в образовательный процесс.
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ЧЕЛОВЕКУ
-Получаемые в школе
- Дополнительно требуемые в жизни
Абстрактное мышление - способность человека приводить ситуации и проблемы к схемам и решать их «технически» Творческое воображение - умение представить или продемонстрировать что-то различными способами (в отличие от творческого мышления, которое направлено на решение задач и проблем) Система убеждений «хорошо-плохо», «поощрение и наказание» Знания о законах развития социальных групп (но не законов жизни одного человека) Кто виноват и что делать (это отличается от поиска того, как добиться) Формирование стереотипов «выгодно», «престижно», «можно гордиться», «героизм и самопожертвование» Умение составлять расписания - не путать с составлением целей и методов их достижения Знания - куда пойти учиться Знание закономерностей жизни и развития человека позволяют Без труда найти и поставить цели жизни Кроме этого необходимо знать методы достижения этих целей И если этих знаний нет, то что можно сказать об умении добиваться этого от других (взаимодействуя с окружающими на работе и в жизни) Что делать, когда что-то не получается и как найти причину Как воспринимать происходящее и искать ответы на жизненные вопросы, то есть уметь делать правильный выбор
И еще можно было бы выделить два акцента результатов обучения:
А) демонстрация учеником знаний и навыков (например, экзамены, олимпиады, конкурсы, тесты, выступления, деловые игры …)
Б) использование знаний при решении возникающих задач и проблем (например, поиск вариантов решений, действия в условиях нехватки информации, определение возможности действовать, тактика реагирования на отрицательные результаты…)
«ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ»
(о нескольких приоритетах системы образования)
Присмотревшись к различным подходам в учебном процессе, можно выделить четыре акцента:
1. Интересы государства - подготовка квалифицированного ресурса для реализации государственных целевых программ и воспитание законопослушных граждан
Смена государственного курса, целей и приоритетов сразу же меняет требования к подготовке и обучению граждан. Любой правитель (или власть) должен опираться на людей, которые оптимально подготовлены к выполнению его программ. Это главная цель, которую будет проводить и поддерживать любое правительство в системе образования. Кроме того, государству нужны законопослушные граждане.
2. Требования работодателей - подготовка необходимых сотрудников, которые эффективно решают поставленные перед ними задачи. Т.е. работники должны не просто давать ответы, а организовать исполнение этих задач.
Конкретному работодателю требуются люди, которые позволяют ему достичь максимальных целей в бизнесе (или социальной сфере). При этом работодатель вынужден опираться на установленные государством «правила игры», защищать свою собственность и свое положение, позволяющее это делать.
3. Родители - желают подготовить ребенка для получения стабильного материального обеспечения в его самостоятельной жизни (то есть иметь возможность «выгодно устроиться» и уметь защищать свою собственность)
Родители, исходя из установившейся в государстве системе ценностей, желают, чтобы их чадо испытывало меньше невзгод и было бы конкурентоспособным (как минимум для получения стабильной и хорошо оплачиваемой работы)
4. Сам человек - хочет понимать, из чего состоит жизнь, научиться быть счастливым, уметь определять важное для себя, уживаться с другими.
Связующим звеном этих четырех «стихий» является сама система образования.
Этот «пятый элемент» объединяет в различных соотношения четыре исходных, каждый из которых имеет свои наиболее важные требования. Причем любая школа готовит собственный эликсир знаний из отмеченных ингредиентов.
Анализируя учебные программы, стоит заметить, что четвертый «элемент», мало меняется от политических или географических условий. Эти знания существуют веками. Что интересно, эта четвертая часть знаний (лучше было бы поставить ее первой) важна для самого человека. А для государства и работодателя это второстепенно. Родители, безусловно, хотели бы, чтобы ребенок знал ответы на вопросы жизни. Но государство, бизнес и средства массовой информации формируют свою систему ценностей, которая волей-неволей отражается в сознании родителей.
Поэтому третий и второй «элементы» - основаны на материальной собственности и применении «правил игры», которые диктует государство. Основные подходы здесь изменяются в соответствие со сменой системы ценностей в обществе.
Первый «элемент» - меняется со скоростью смены правительственных программ и целей.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - тот «пятый элемент», который может управлять приоритетом четырех других
P.S. Надо отметить, что есть еще одна составляющая, о которой я не упомянул. Это само общество.
Так или иначе, общество (в отличие от государства) формирует неписаные законы - правила этикета и понятия «хорошо-плохо». При этом общество исходит из желания устроить себе удобное существование. Все это, безусловно, попадает и в образовательный процесс.