В отличие от многих стран мира, правительство США не принимает большинства решений, связанных с системой образования. Программы школ регулируются на уровне штатов или на более низком уровне. Эта система обладает и плюсами и минусами. Основным ее достоинством является то, что ошибочные решения не оказывают дестабилизирующего воздействия на всю систему образования. Основным недостатком - что новые методы обучения и системы оценки знаний учащихся входят в жизнь медленно. Основа американской системы школьного образования заключается в главном принципе: детей учат думать и искать необходимую для размышлений информацию, а не просто зубрить.
Публичные школы
Плюсы. Школы расположены рядом с домом, образование в них бесплатное. Многие школы имеют группы продленного дня крайне полезные, в случае если родители задерживаются на работе. В таких школах детей часто кормят бесплатно. Ребенок приобретает хорошие навыки общения со сверстниками.
Минусы. Такие школы ориентированы на средних учеников. Преподаватели, как правило, оставляют вне особого внимания «двоечников» и «отличников». Всегда есть риск, что образование в таких школах будет плохим. Кроме того, в публичных школах часто высок уровень криминальной активности.
Частные школы
Плюсы. Уровень образования в них намного выше, чем в публичных школах. Классы меньше. Дети получают прекрасное питание. Ребенок получает возможность получить дополнительные знания и умения.
Минусы. Школы платные и, как правило, достаточно дорогие. Кроме обычной платы за обучение, родители обязаны периодически доплачивать за различные услуги, предоставленные их детям. Кроме того, часто требуется участие родителей в различных школьных мероприятиях. Частные школы имеют право приглашать учителей, не имеющих специального педагогического образования - таким образом, может сложиться ситуация, когда учитель просто не умеет учить. Частные школы не дают гарантии, что они смогут служить щитом для негативного влияния извне (курение, наркотики и т.д.).
Домашнее образование
Плюсы. Это более естественный процесс для приобщения ребенка к знаниям. Расписание занятий ребенка можно варьировать в зависимости от его психологического состояния, успеваемости и т.д. В домашних условиях ребенок получает больше времени на то, чтобы оставаться ребенком. Выпускники домашних школ показывают лучшие результаты при сдаче экзаменов и тестов, чем обычные школьники. Причем эти результаты не зависят от того, являются ли их родители профессиональными педагогами или просто дилетантами, честно старающимися передать своим детям необходимые знания и умения.
Минусы. Домашнее образование требует для родителей огромных затрат времени. Родители сталкиваются с необходимостью планировать занятия ребенка, проверять его знания, что для многих оказывается весьма сложной задачей. Кроме собственно занятий, родители должны предоставить ребенку возможность полноценного общения со сверстниками. Кроме того, многие родители часто оказываются в сложном положении: они должны выполнять не только роль папы или мамы, но и учителя. Довольно часто это приводит к появлению сложных психологических проблем во взаимоотношениях родителей и детей.
Опыт перехода на домашнее обучение
Результаты обучения в домашних условиях оказываются впечатляющими. К примеру, в 2001 году в числе десяти победителей национальной олимпиады по географии оказались четыре ребенка, обучающихся в домашних условиях. Дети, которые получают образование дома, как правило, лучше сдают базовые тесты, определяющие уровень знаний, чем их сверстники, получающие традиционное образование. В 1998 году подобное исследование было проведено Мэрилендским университетом. Как показали тесты по базовым предметам, предложенные 20 тыс. детям школьного возраста, результаты школьников оказались существенно ниже результатов, продемонстрированных «домашними детьми».
Домашнее образование не является чем-то революционно новым. К примеру, два величайших президента США - Джордж Вашингтон и Абрахам Линкольн получили домашнее образование, что не помешало им сделать блестящие карьеры в военной (Вашингтон) и юридической (Линкольн) сфере. Однако до начала 1980-х годов домашнее образование в США находилось вне закона и допускалось лишь для тяжело больных детей. В начале 1980-х ситуация начала изменяться - приверженцы некоторых христианских конфессий, возмущенные тем, что в школьных программах исчезла религиозная составляющая, начали учить детей дома.
Ныне штаты США по-разному подходят к домашнему образованию. В некоторых штатах достаточно проинформировать местные органы образования о подобном желании родителей. В других штатах, родители, желающие учить детей дома обязаны сдать особые тесты, которые позволят проверить их уровень педагогической квалификации. Любопытно, что уровень благосостояния родителей не оказывает влияния на их выбор системы домашнего образования. Более того, в 28% случаев, когда ребенок получает домашнее образование, в семье работают и отец и мать.
По оценкам Министерства образования США*, в 198- году примерно 50 тыс. американских детей учились дома. В 1988 году их количество увеличилось до 300 тыс. В 1993 году домашнее образование стало нормой на всей территории США. По официальным данным в 1999 году число детей, получающих образование домашним порядком возросло до 850 тыс., хотя некоторые исследователи считают, что в реальности число таких детей может достигать 2 млн, потому что не во всех штатах США требуется обязательное уведомление органов образования о том, что ребенок получает образование дома. По оценкам Ассоциации защиты домашних школ, ежегодно число учащихся «домашних школ» увеличивается на 15%.
* По данным Национального центра статистики образования в среднем, в 2000 году в публичной школе США один учитель приходился на 15,1 учеников. Для сравнения, в 1960 году - один учитель приходился на 26 учеников. В 2001 году в частных школах получали образование 11,2% американских детей. В 2000...2001 годах средняя зарплата учителя школы США составляла -2 898 долл. в год. По данным Министерства торговли США, среднестатистический американец в 2000 году заработал 28 272 долл.
Главными причинами, по которым родители решаются не отдавать детей в традиционные школы, являются низкое качество образования и тяжелая криминогенная обстановка в школах. Опросы показывают, что многие американские родители убеждены, что школы не способны привить их детям необходимые этические и моральные качества. Кроме того, «домашние» дети проводят в три раза меньше времени у телевизора, чем их сверстники, получающие традиционное образование.
Некоторые специалисты считают, что домашние дети, побеждающие своих сверстников - лишь вершина айсберга, поскольку многие «выпускники» домашних школ не участвуют в подобных состязаниях не из-за своей скромности, а из-за плохих знаний. Кроме того, школа предоставляет детям возможность получить навыки поведения в обществе - чего они лишены в тепличных домашних условиях. Сторонники домашнего образования оперируют иными фактами. В частности, ряд исследований показывает, что выпускники домашних школ становятся лучшими работниками и реже нарушают закон. По мнению психолога Ларри Шаерса, изучавшего эту проблему, причина в том, что «домашние» дети имеют перед глазами лучшие образцы поведения, чем их сверстники в школах. «Домашние» дети подражают своим родителям (как правило, заняться домашним обучением своих детей решаются высокообразованные люди), а школьники - своим сверстникам, далеко не всегда демонстрирующим хорошие образцы поведения.
Барбара Кертис, профессиональный педагог и мать 11-ти детей, написавшая книгу по проблемам домашнего образования «Первые шаги для подготовки Вашего ребенка к жизни», резюмирует: «Если родители хотят дать своим детям домашнее образование они должны ответить на два ключевых вопроса: 1. Будет ли полезно это для нашего ребенка? 2. Способны ли мы стать хорошими учителями?».
Публичные школы
Плюсы. Школы расположены рядом с домом, образование в них бесплатное. Многие школы имеют группы продленного дня крайне полезные, в случае если родители задерживаются на работе. В таких школах детей часто кормят бесплатно. Ребенок приобретает хорошие навыки общения со сверстниками.
Минусы. Такие школы ориентированы на средних учеников. Преподаватели, как правило, оставляют вне особого внимания «двоечников» и «отличников». Всегда есть риск, что образование в таких школах будет плохим. Кроме того, в публичных школах часто высок уровень криминальной активности.
Частные школы
Плюсы. Уровень образования в них намного выше, чем в публичных школах. Классы меньше. Дети получают прекрасное питание. Ребенок получает возможность получить дополнительные знания и умения.
Минусы. Школы платные и, как правило, достаточно дорогие. Кроме обычной платы за обучение, родители обязаны периодически доплачивать за различные услуги, предоставленные их детям. Кроме того, часто требуется участие родителей в различных школьных мероприятиях. Частные школы имеют право приглашать учителей, не имеющих специального педагогического образования - таким образом, может сложиться ситуация, когда учитель просто не умеет учить. Частные школы не дают гарантии, что они смогут служить щитом для негативного влияния извне (курение, наркотики и т.д.).
Домашнее образование
Плюсы. Это более естественный процесс для приобщения ребенка к знаниям. Расписание занятий ребенка можно варьировать в зависимости от его психологического состояния, успеваемости и т.д. В домашних условиях ребенок получает больше времени на то, чтобы оставаться ребенком. Выпускники домашних школ показывают лучшие результаты при сдаче экзаменов и тестов, чем обычные школьники. Причем эти результаты не зависят от того, являются ли их родители профессиональными педагогами или просто дилетантами, честно старающимися передать своим детям необходимые знания и умения.
Минусы. Домашнее образование требует для родителей огромных затрат времени. Родители сталкиваются с необходимостью планировать занятия ребенка, проверять его знания, что для многих оказывается весьма сложной задачей. Кроме собственно занятий, родители должны предоставить ребенку возможность полноценного общения со сверстниками. Кроме того, многие родители часто оказываются в сложном положении: они должны выполнять не только роль папы или мамы, но и учителя. Довольно часто это приводит к появлению сложных психологических проблем во взаимоотношениях родителей и детей.
Опыт перехода на домашнее обучение
Результаты обучения в домашних условиях оказываются впечатляющими. К примеру, в 2001 году в числе десяти победителей национальной олимпиады по географии оказались четыре ребенка, обучающихся в домашних условиях. Дети, которые получают образование дома, как правило, лучше сдают базовые тесты, определяющие уровень знаний, чем их сверстники, получающие традиционное образование. В 1998 году подобное исследование было проведено Мэрилендским университетом. Как показали тесты по базовым предметам, предложенные 20 тыс. детям школьного возраста, результаты школьников оказались существенно ниже результатов, продемонстрированных «домашними детьми».
Домашнее образование не является чем-то революционно новым. К примеру, два величайших президента США - Джордж Вашингтон и Абрахам Линкольн получили домашнее образование, что не помешало им сделать блестящие карьеры в военной (Вашингтон) и юридической (Линкольн) сфере. Однако до начала 1980-х годов домашнее образование в США находилось вне закона и допускалось лишь для тяжело больных детей. В начале 1980-х ситуация начала изменяться - приверженцы некоторых христианских конфессий, возмущенные тем, что в школьных программах исчезла религиозная составляющая, начали учить детей дома.
Ныне штаты США по-разному подходят к домашнему образованию. В некоторых штатах достаточно проинформировать местные органы образования о подобном желании родителей. В других штатах, родители, желающие учить детей дома обязаны сдать особые тесты, которые позволят проверить их уровень педагогической квалификации. Любопытно, что уровень благосостояния родителей не оказывает влияния на их выбор системы домашнего образования. Более того, в 28% случаев, когда ребенок получает домашнее образование, в семье работают и отец и мать.
По оценкам Министерства образования США*, в 198- году примерно 50 тыс. американских детей учились дома. В 1988 году их количество увеличилось до 300 тыс. В 1993 году домашнее образование стало нормой на всей территории США. По официальным данным в 1999 году число детей, получающих образование домашним порядком возросло до 850 тыс., хотя некоторые исследователи считают, что в реальности число таких детей может достигать 2 млн, потому что не во всех штатах США требуется обязательное уведомление органов образования о том, что ребенок получает образование дома. По оценкам Ассоциации защиты домашних школ, ежегодно число учащихся «домашних школ» увеличивается на 15%.
* По данным Национального центра статистики образования в среднем, в 2000 году в публичной школе США один учитель приходился на 15,1 учеников. Для сравнения, в 1960 году - один учитель приходился на 26 учеников. В 2001 году в частных школах получали образование 11,2% американских детей. В 2000...2001 годах средняя зарплата учителя школы США составляла -2 898 долл. в год. По данным Министерства торговли США, среднестатистический американец в 2000 году заработал 28 272 долл.
Главными причинами, по которым родители решаются не отдавать детей в традиционные школы, являются низкое качество образования и тяжелая криминогенная обстановка в школах. Опросы показывают, что многие американские родители убеждены, что школы не способны привить их детям необходимые этические и моральные качества. Кроме того, «домашние» дети проводят в три раза меньше времени у телевизора, чем их сверстники, получающие традиционное образование.
Некоторые специалисты считают, что домашние дети, побеждающие своих сверстников - лишь вершина айсберга, поскольку многие «выпускники» домашних школ не участвуют в подобных состязаниях не из-за своей скромности, а из-за плохих знаний. Кроме того, школа предоставляет детям возможность получить навыки поведения в обществе - чего они лишены в тепличных домашних условиях. Сторонники домашнего образования оперируют иными фактами. В частности, ряд исследований показывает, что выпускники домашних школ становятся лучшими работниками и реже нарушают закон. По мнению психолога Ларри Шаерса, изучавшего эту проблему, причина в том, что «домашние» дети имеют перед глазами лучшие образцы поведения, чем их сверстники в школах. «Домашние» дети подражают своим родителям (как правило, заняться домашним обучением своих детей решаются высокообразованные люди), а школьники - своим сверстникам, далеко не всегда демонстрирующим хорошие образцы поведения.
Барбара Кертис, профессиональный педагог и мать 11-ти детей, написавшая книгу по проблемам домашнего образования «Первые шаги для подготовки Вашего ребенка к жизни», резюмирует: «Если родители хотят дать своим детям домашнее образование они должны ответить на два ключевых вопроса: 1. Будет ли полезно это для нашего ребенка? 2. Способны ли мы стать хорошими учителями?».