Полезные советыinSovet.Ru 🔍
🕛

Материалы и техника настенной живописи

Живописец, начинающий работу в настенной живописи, должен тщательно подготовиться к работе, выбрать и продумать сюжет живописи и найти правильное цветовое решение, готовя эскизы.
Настенная живопись относится к монументальной живописи, так как в ней обычно запечатлевают какие-либо важные события в жизни общества, но часто пишут и станковые картины в виде пейзажей, портретов и т.п. Настенная живопись всегда рассчитана на массовое обозрение и, естественно, требует не только продуманности сюжета, но и высокого технического исполнения.
Настенная живопись по штукатурке делится на два вида. Один вид — живопись по свеженанесенной штукатурке, называемая фреской. Такая живопись выполняется лишь пигментами, разведенными на воде. Другой вид живописи — альсекко, роспись по сухой штукатурке. Этот вид наиболее распространен в современной настенной живописи, технологию которой мы и опишем.
Материалы. Основной компонент штукатурного раствора — известь гашеная — бывает в виде известкового теста, известкового молока и извести-пушонки. Так, известковое тесто получают, если для гашения 1 кг извести берут 2,5 л воды; для известкового молока потребуется воды в 10 раз больше; для извести-пу-щонки необходимо лишь до 7% воды от массы извести.
Известь получают обжигом известняка при температуре выше 900°С, при этом и образуется окись кальция (известь). Залив известь водой (при этом происходит реакция с выделением тепла), получают гидроксид кальция, то есть гашеную известь, применяемую в качестве связующего.
Известковое тесто, которое идет для приготовления раствора, предварительно пропускают через грубое сито для очистки раствора от «непогасившихся» частиц или каких-либо посторонних включений. Известь хранят в бочке или иной емко-

Мастерок
сти, заливая поверх водой, тем самым изолируя ее от соприкосновения с воздухом, то есть защищая от карбонизации. При этом следует периодически удалять с поверхности воды всплывающие соли кальция, магния и др., образующие пленку, называемую древнеславянским словом «емчуга».
Вторым компонентом раствора является песок, который промывают водой для удаления глинистых примесей и других включений. При этом зерновой состав песка имеет важное значение, в песке должны быть крупные, средние и мелкие частицы. Такой состав песка делает штукатурный раствор плотным, что, в свою очередь, способствует лучшему твердению штукатурки.
Таким составом обладает речной песок, объемная масса которого должна быть не менее 1700 г/л (после высушивания песка при температуре свыше 100°С). При приготовлении раствора иногда к песку добавляют 25...30% (по объему) кирпичного песка или 5...10% (по объему) мелких волокон асбеста 6...7-го сорта, что значительно улучшает качество и твердение штукатурного раствора в связи с отсосом воды кирпичным песком и волокнами асбеста из нижних слоев штукатурки. (Асбест или кирпичную муку обычно применяют при создании ответственных работ).
Подготовка стены. В современном строительстве для стен применяют бетон-
ные плиты или кирпич. Для оштукатуривания таких стен с них удаляется пыль, а сама стена должна быть хорошо пропитана водой. Бетонные плиты желательно сделать шероховатыми (с помощью зубила, например) для лучшего сцепления бетона с наносимым раствором.
При нанесении раствора на кирпичную стену последнюю предварительно разделывают, расчищая швы между кирпичами на глубину 0,5...0,8 мм, что также способствует лучшему удержанию раствора на поверхности кирпичной стены.
Но главное — смачивание стены водой, для чего 2...3 дня поддерживают стену во влажном состоянии. Если стена будет сухой или недостаточно влажной перед нанесением штукатурного раствора, то, обладая гигроскопичностью, она поглотит воду из наносимого раствора и раствор, потеряв влагу, может растрескаться или отвалиться.
Приготовление раствора. При приготовлении раствора сначала известь пропускают через сито с отверстиями примерно 0,3...0,5 мм, затем через это же сито просеивают песок. После смешивают песок с известью, которую предварительно затворяют водой до густоты жидкой сметаны.
Для первого слоя штукатурного раствора-грунта, который называется обрыз-гом, желательно применять песок более крупных фракций. Для обрызга раствор должен напоминать жидкую сметанооб-разную массу.
Этот полужидкий раствор наносят на стену, нахлестывая его мастерком (рис.6) так, чтобы первый слой штукатурного раствора плотно сцеплялся с поверхностью стены и был грубым, шероховатым, что даст возможность прочно удерживаться на нем последующим слоям штукатурки.
Толщина слоя обрызга должна быть не более 5 мм, а последующих слоев — 3...4 мм. Для приготовления раствора обычно берут известь и песок в следующих соотношениях: 1:2,5 или 1:3 (по объему). Важным условием для приготовления штукатурного раствора является его тщательное и длительное перемешивание — не менее 20...25 мин. Раствор готовят в деревянном ящике с низкими бортами или в тазу достаточной емкости.
В приготовленный раствор для обрызга иногда добавляют небольшое количество цемента — 10...15% к объему извести, что значительно упрочняет первый слой

штукатурки. Раствор с добавкой цемента следует употребить в дело в течение 1 ч с момента его приготовления.
Процессы высыхания раствора и его твердения зависят от пористости раствора, времени года и других факторов. После нанесения обрызга и его высыхания (что происходит через 8... 10 сут) наносят последующие слои штукатурного раствора. При этом заранее обрызг тщательно смачивают водой в течение 2...3 сут (что делают эпизодически, поддерживая достаточную его влажность) и на сырой его слой наносят последующий. Сухой же слой штукатурки поглотит воду из наносимого слоя, и штукатурка, потеряв влагу, может растрескаться и даже обвалиться.
Штукатурные растворы для последующих слоев смешивают из извести и песка, взятых в тех же соотношениях (1:3). Растворы готовят с минимальным количеством воды, получая «полусухую смесь», тщательно и длительно перемешивая ее.
Нормально взятое количество воды при приготовлении раствора можно определить опытным путем: мастерок, воткнутый в раствор и вынутый из него, не должен иметь следов раствора; при этом мастерок, воткнутый в раствор, не должен валиться в сторону.
В случае если раствор получится слишком густой, в него добавляют немного воды. Если воды больше, чем требуется, то в раствор добавляют песок. Поэтому приготовляют штукатурный раствор осторожно вливая воду постепенно и небольшими порциями. [

Все слои штукатурки, исключая на-брызг, наносят тонкими слоями, толщиной 2..3 мм, тщательно выравнивая их затиркой (рис.7). При этом количество слоев зависит от состояния стены и необходимости ее выравнивания. Для лучшего сцепления каждого последующего слоя с предыдущим нанесенный слой процарапывают острием гвоздя, нанося на него широкую сетку.
После высыхания последнего слоя приступают к завершающему слою, так называемой накрывке. Этот слой выравнивают особенно тщательно, он будет служить живописной плоскостью, которую после подсыхания белят. Для побелки берут чистую известь, разводят водой, процеживают через марлю и наносят широкой флейцевой кистью. При побелке кисть медленно ведут только в одну сторону, чтобы не смешать штукатурку с набе-ливаемым слоем.
После подсыхания побелки живописная плоскость окончательно выравнивается, для чего на нее кладут газету и цилиндрическим валиком прокатывают по газете, при этом часть влаги побелки впитается в газету, что ускоряет высыхание штукатурки.
Оштукатурив стену для живописи, переводят на живописную плоскость рисунок с подготовленного картона. Для перевода обычно пользуются копировальной бумагой (применяемой для пишущей машинки).
При исполнении больших композиций для их перевода на стену пользуются сграфией, перфорируя рисунок шилом (прокалывая отверстия на расстоянии 1...2 см друг от друга; при этом кривые линии контура необходимо накалывать чаще, чем прямые).
Перфорированный картон (трафарет) прикрепляется к стене и припорашивается марлевым тампоном с каким-либо темным пигментом (сиена, умбра и т.п.). При ударах тампона о картон пигмент проходит через отверстия и образует на штукатурке точечный узор рисунка.
Для живописи по сухой штукатурке (альсекко) темперу наносят тонкими и равномерными слоями, при этом краску разводят не водой, а снятым разбавленным молоком. Процесс живописи ведут от светлого к темному.
Живопись по старой штукатурке. Часто живопись исполняется по старой штукатурке, которая обычно покрыта клеевой или чаще всего масляной краской. В таком случае краску со стены удаляют, так как на масляной краске все виды красок очень плохо удерживаются.
Для удаления масляной краски пользуются пастой, приготовленной на основе едкой щелочи, которую наносят на стену. Для такой пасты известковое тесто и мел смешивают в равных частях, разбавляют смесь водой до густоты сметаны, а затем вливают в нее 20%-ный раствор каустической соды, тщательно размешивают и наносят на стену.
Стену затирают известковым тестом, смешанным со снятым молоком (молоко содержит казеин, который образует с известью казеонат кальция, прочно соединяющийся с штукатуркой), удаляя шероховатости, трещины и поры на старой штукатурке.

Шрифтовые инструменты: 1 — плакатное перо; 2 — круглоконечное перо «редис»; 3 — металлическое перо-воронка; 4 — стеклянная трубочка; 5 — самодельное деревянное плакатное перо
В случае если живопись производят просто по старой штукатурке, то стену тщательно очищают пылесосом, затем промывают водой и затирают раствором, который был указан выше.

Также по теме:
Мы в соцсетях ✉