Полезные советыinSovet.Ru 🔍
🕛

Фотоизображения на керамике

Технология получения фотографических изображений на изделиях из керамики относительно сложна, но получаемые при этом изображения отличаются высокой прочностью и устойчивостью к атмосферным воздействиям. Способ основан на изменении клеящих свойств некоторых веществ под воздействием света после их обработки солями хрома. После экспонирования видимое изображение получают запылением слоя специальной керамической краской, которая остается на участках, не подвергшихся действию света. После этого изображение переносится на керамическое изделие и обжигается при высокой температуре. Поскольку в состав керамической краски входит флюс, который плавится при обжиге, он спекается с поверхностью керамического изделия и создает прочное блестящее изображение.

Процесс состоит из следующих операций: изготовление диапозитива на фотопластинке или фототехнической пленке нужного размера, приготовление светочувствительной эмульсии и полив ее на стеклянную пластину, печать изображения, запыление его керамической краской, перенос полученного изображения со стеклянной пластины на керамическое изделие и его обжиг.
С выбранного негатива обычным путем получают диапозитив, который должен иметь хорошую проработку деталей в тенях и светах. Белые точки и другие дефекты устраняют ретушью. Затем берут стеклянную пластинку, промывают с мылом и обезжиривают в растворе, состав которого приведен ниже.
Состав обезжиривающего раствора:
Калий двухромовокислый — Юг
Кислота серная конца ггрировашия — 100 мл Вода — 1 л
В качестве такой пластинки можно использовать обычную фотографическую пластинку с предварительно отмытой эмульсией. Стеклянную пластинку выдерживают в обезжиривающем растворе не менее 1 ч, после чего тщательно промывают под струей воды и обсушивают папиросной бумагой или ватным тампоном. К обезжиренной поверхности пластинки нельзя прикасаться руками. Брать ее можно только за ребра. Пока пластинка сохнет, готовят светочувствительную эмульсию. Эту операцию и все последующие производят при слабом освещении.
Светочувствительная эмульсия (составляется из 2 растворов)
Раствор № 1
Декстрин —20 г
Сахар —Юг
Вода горячая (40...50 С) —75 мл
Раствор № 2
Аммоний двухромовокислый—10 г Вода горячая (40...50 С) —85 мл
Аммоний двухромовокислый перед растворением необходимо измельчить в ступке.
Раствор № 1 доводят, помешивая, до кипения, снимают с огня и вливают в него
раствор № 2. После охлаждения полученную эмульсию фильтруют через капроновую ткань и сливают в какую-либо посуду с носиком. Готовить светочувствительную эмульсию желательно за сутки до ее использования. При отсутствии декстрина можно использовать светочувствительные эмульсии другого состава.
Светочувствительные эмульсии
1 -й рецепт
Гуммиарабик — 15 г
Мед — 7 г
Калий двухромовокислый — 6 г Вода горячая — 100 мл
2-й рецепт
Мед — 15 г
Аммоний двухромовокислый — 2 г Яичный белок (вабил ый и отстоявшийся) — 20 мл Вода горячая — 100 мл
Полив эмульсии на стеклянную пластинку производят при очень слабом освещении. Взяв пластинку за ребра, наливают на нее небольшое количество эмульсии и, плавно наклоняя стекло в разные стороны, дают эмульсии растечься по всей поверхности пластинки. Избыток эмульсии сливают обратно в посуду. Если изделие имеет плоскую форму (например, керамическая плитка), полив эмульсии производят прямо на само изделие, что упрощает процесс получения изображения, так как в этом случае отсутствует этап переноса эмульсионного слоя со стеклянной пластинки на изделие. Керамическое изделие при этом, конечно, должно быть хорошо обезжирено и высушено.
После полива пластинку или изделие сушат в горизонтальном положении в сушильном шкафу при температуре около 50°С примерно 10... 15 мин.
Сразу же после сушки, пока эмульсия не успела остыть, приступают к печати изображения контактным способом. Для этого диапозитив нагревают до температуры пластинки и, сложив пластинку и диапозитив слоем к слою, помещают под лампу мощностью 500 Вт. Для этой цели лучше всего использовать перекальные фотолампы, обладающие повышенной светоотдачей. При средней плотности диапозитива экспонирование продолжается 6...8 мин. Полученное изображение получается видимым, но слабым. Нормальное по плотности изображение говорит о передержке, а очень бледное — о недодержке. Если для печати используется диапозитив на фототехнической пленке, до температуры пластинки нагревают прижимное стекло, с помощью которого обеспечивается выравнивание пленки при печати.
Экспонированное изображение подвергают сухому проявлению с помощью надглазурной керамической краски, смешанной с флюсом. Такие краски и флюсы изготавливают на фарфоровых заводах и используют в фотокерамических лабораториях. В зависимости от применяемого пигмента эти краски могут быть различных цветов. Если надглазурной краски достать не удается, ее можно приготовить самостоятельно. Ниже приводятся рецепты краски и флюса для получения черного изображения.
Состав пигмента, г
Окись кобальта
— 10
Окись меди
— 20
Окись марганца
— 20
флюса, г

Песок кварцевый
— 20
Глет
— 60
Бура
— 10
Для приготовления краски пигмент и флюс смешивают и прокаливают, причем на каждую 1 часть (по массе) пигмента берут 2,4 части флюса. После этого в смесь добавляют на каждые 100 г краски 15 г окиси меди, 10 г окиси марганца, смесь тщательно растирают и просеивают через мелкое сито.
Проявление производят методом запы-ления эмульсии с помощью мягкой беличьей кисти. Краску наносят легкими круговыми движениями до появления изображения слегка повышенной плотности, так как при обжиге оно несколько ослабляется. Работа ведется при комнатной температуре и слабом освещении.
После проявления изображение покрывают коллоидным раствором для его закрепления. Делается это так же, как при поливе эмульсии.
Состав коллоидного раствора приведен ниже.
Состав коллоидного раствора, мл
Коллодий медицинский (4%-иый раствор) — 100 Спирт-ректификат — 50
Эфир серный — 50
Учтите, что этот раствор огнеопасен. В помещении, где производится полив, не должно быть открытого огня. После полива слой быстро застывает. Высохший слой подрезают лезвием бритвы по периметру на расстоянии 4...5 мм от края пластинки и погружают на 1,5...2 мин слоем вверх в щелочной раствор, состав которого приведен ниже.
Состав щелочного раствора, г
Бура кристаллическая — 25 Сода безводная — 15
Вода кипяченая, горячая — 1000
После приготовления щелочной раствор охлаждают до рабочей температуры 18...20°С.
Извлеченную из щелочного раствора пластинку споласкивают под слабой струей воды несколько секунд. Делать это нужно очень осторожно, так как слой на пластинке держится слабо и легко отделяется. Керамическое изделие, на которое будет переноситься изображение, протирается обезжиривающим хромовым раствором, состав которого приводился выше, и погружается в сосуд с чистой водой комнатной температуры. Слой воды над поверхностью изделия должен быть небольшим. Пластинку с изображением, придерживая ее за уголки, осторожно опускают на поверхность воды. При легком покачивании пластинки слой с изображением легко отделяется от стекла и ложится на поверхность изделия. После этого изделие извлекают из воды и на его поверхности с помощью кисти расправляют пленку с изображением. Сушат изделие с пленкой несколько часов при комнатной температуре до полного высыхания слоя. Высохшее изображение ретушируют керамической краской, разведенной скипидаром.
Заключительный этап — обжиг изделия производят в электрической муфельной печи, постепенно повышая температуру в ней до 780...850°С. Время и температура обжига зависят от типа флюса. Обычно обжиг продолжается 1,5...2 ч. Скорость повышения температуры в печи не должна превышать 300...350 С в 1 ч. Охлаждение изделия происходит в закрытой печи после ее выключения до тех пор, пока температура не снизится до 60...70°С. Постепенные нагрев и охлаждение предохраняют изделие от растрескивания. При температуре 900°С и выше происходит разрушение и обесцвечивание
керамической краски, поэтому за температурой обжига нужно строго следить. Готовое обожженное изображение имеет блестящую ровную поверхность и хорошо проработанные детали со всеми полутонами.
В том случае если печать изображения производилась непосредственно на изделие плоской формы, изделие после этого сразу подвергают обжигу, что упрощает и ускоряет весь процесс. Еще проще получить на керамическом изделии не фотографическое изображение, а какой-либо рисунок. Для этого на обезжиренную и промытую поверхность изделия наносят с помощью трафарета или кисти необходимый рисунок надглазурной керамической краской, разведенной на скипидаре, и подвергают обжигу вышеизложенным способом.

Также по теме:
Мы в соцсетях ✉