В оформительских работах наряду с кистями широко применяются плакатные перья и перья «редис». Взамен перьев иногда пользуются деревянными палочками, заточенными в виде лопаточек различной ширины, и другие перья (рис.8). Для деревянных перьев-лопаточек применяют твердые древесные породы, такие, как самшит или бук, и мягкие древесные породы, например березу. Но все-таки наиболее удобны в работе плакатные перья и перья «редис», которые имеют слегка полукруглую форму и сделаны так, что набирают большое количество туши или разведенной краски.
Плакатные перья перед использованием следует несколько видоизменить, сделав вместо закругленной рабочей части пера острый угол. Такая переделка необходима в связи с тем, что на закругленной части пера образуется натек туши или краски, которая мешает выполнять у букв прямые углы.
Кроме перьев «редис», для шрифтовых прямолинейных начертаний удобны стеклянные трубочки (из легкоплавкого стекла), концы которых оттягивают и загибают, нагревая стекло на свече. Кончик стеклянной трубочки затем полируют, чтобы он не царапал бумагу. Применяют в шрифтовых и оформительских работах медицинские иглы от шприцев: иглы укорачивают, а коническую втулку иглы используют как резервуар для краски или туши. Втулку укрепляют в соответствующей справке.
Для ускорения шрифтовой работы плакатисты и оформители широко используют трафареты, шрифтовые шаблоны и нормографы-шаблоны, служащие для нанесения очень мелких букв и различных криволинейных элементов шрифта. (Различные типы трафаретов, шаблонов и нормографов продаются в писчебумажных магазинах.)
Выбор бумаги для работы. Для ответственных плакатных или оформительских работ наиболее часто используют чертежную бумагу, но наряду с ней применяют и другие сорта бумаги, а также плотные обои.
При работе на чертежной бумаге ее натягивают на планшет, как уже было рассказано ранее.
Для наилучшего выделения шрифта на плакате бумагу можно тонировать. Тонируют бумагу разведенными гуаше-выми красками, акварелью, цветной тушью или отварами крепкого чая, луковой шелухи и т.п. При тонировании бумаги гуашью последнюю разводят до густоты сливок и наносят флейцевой кистью.
Краску наносят на поверхность бумаги вначале вдоль, а затем поперек, не нажимая кистью на поверхность бумаги.
При тонировании бумаги акварельной краской или растительным отваром применяют губку или мягкую беличью кисть. При этом располагают планшет наклонно так, чтобы краска легко стекала вниз планшета, а кистью лишь регулируют равномерное распределение краски на бумаге.
Красиво выглядят плакаты с темно-красным фоном и шрифтом, написанным кадмиево-желтой краской. Можно рекомендовать и сочетания темно-синего фона с белым шрифтом или белого, светло-серого фона с черным шрифтом.
Главное заключается в том, чтобы теплые и холодные тона не были взяты поровну. Один из цветов должен активно превалировать. Следует учитывать, что
плакат со светлым шрифтом на темном фоне более заметен, чем плакат со светлым фоном. Чем интенсивнее цвет, тем меньше его должно быть в плакате.
Нанесение шрифта. При работе плакатными перьями «редис» следует придерживаться следующих правил: при нанесении туши или краски на бумагу угол наклона пера должен быть несколько больше, чем при работе обычным пером. Применяя краску, надо развести ее водой настолько, чтобы она легко проходила через прорези пера или отверстие стеклянной трубочки.
Для работы перьями надо иметь некоторый навык. Перьями следует писать так, чтобы в буквах образовались прямые углы, то есть углы букв не получались бы округлыми — оплывшими, для этого, заканчивая штрих, перо следует постепенно ставить на бумаге в вертикальное положение. В случае образования закругления (вместо прямого угла) следует дописать окончание буквы, повернув перо в обратную сторону.
Работая перьями, всегда следует иметь среди шрифтовых инструментов тонкую колонковую кисточку для необходимых поправок в процессе работы.
При написании плаката работа должна начинаться с разметки. При размере плаката 60x90 см (стандартный лист) размер полей сверху и с боков должен быть равен 8... 10 см, снизу — 12 см. При обрамлении плаката орнаментальной рамкой ее следует делать на расстоянии 2...2,5 см от края бумаги. При этом текст располагается на расстоянии 7...10 см от рамки. Не рекомендуется зрительно наиболее насыщенную часть плаката помещать в центре. Ее лучше поместить в верхней части плаката. Выразительность плаката увеличится, если его нижняя часть будет иметь больше свободного фона.
Плакатные перья перед использованием следует несколько видоизменить, сделав вместо закругленной рабочей части пера острый угол. Такая переделка необходима в связи с тем, что на закругленной части пера образуется натек туши или краски, которая мешает выполнять у букв прямые углы.
Кроме перьев «редис», для шрифтовых прямолинейных начертаний удобны стеклянные трубочки (из легкоплавкого стекла), концы которых оттягивают и загибают, нагревая стекло на свече. Кончик стеклянной трубочки затем полируют, чтобы он не царапал бумагу. Применяют в шрифтовых и оформительских работах медицинские иглы от шприцев: иглы укорачивают, а коническую втулку иглы используют как резервуар для краски или туши. Втулку укрепляют в соответствующей справке.
Для ускорения шрифтовой работы плакатисты и оформители широко используют трафареты, шрифтовые шаблоны и нормографы-шаблоны, служащие для нанесения очень мелких букв и различных криволинейных элементов шрифта. (Различные типы трафаретов, шаблонов и нормографов продаются в писчебумажных магазинах.)
Выбор бумаги для работы. Для ответственных плакатных или оформительских работ наиболее часто используют чертежную бумагу, но наряду с ней применяют и другие сорта бумаги, а также плотные обои.
При работе на чертежной бумаге ее натягивают на планшет, как уже было рассказано ранее.
Для наилучшего выделения шрифта на плакате бумагу можно тонировать. Тонируют бумагу разведенными гуаше-выми красками, акварелью, цветной тушью или отварами крепкого чая, луковой шелухи и т.п. При тонировании бумаги гуашью последнюю разводят до густоты сливок и наносят флейцевой кистью.
Краску наносят на поверхность бумаги вначале вдоль, а затем поперек, не нажимая кистью на поверхность бумаги.
При тонировании бумаги акварельной краской или растительным отваром применяют губку или мягкую беличью кисть. При этом располагают планшет наклонно так, чтобы краска легко стекала вниз планшета, а кистью лишь регулируют равномерное распределение краски на бумаге.
Красиво выглядят плакаты с темно-красным фоном и шрифтом, написанным кадмиево-желтой краской. Можно рекомендовать и сочетания темно-синего фона с белым шрифтом или белого, светло-серого фона с черным шрифтом.
Главное заключается в том, чтобы теплые и холодные тона не были взяты поровну. Один из цветов должен активно превалировать. Следует учитывать, что
плакат со светлым шрифтом на темном фоне более заметен, чем плакат со светлым фоном. Чем интенсивнее цвет, тем меньше его должно быть в плакате.
Нанесение шрифта. При работе плакатными перьями «редис» следует придерживаться следующих правил: при нанесении туши или краски на бумагу угол наклона пера должен быть несколько больше, чем при работе обычным пером. Применяя краску, надо развести ее водой настолько, чтобы она легко проходила через прорези пера или отверстие стеклянной трубочки.
Для работы перьями надо иметь некоторый навык. Перьями следует писать так, чтобы в буквах образовались прямые углы, то есть углы букв не получались бы округлыми — оплывшими, для этого, заканчивая штрих, перо следует постепенно ставить на бумаге в вертикальное положение. В случае образования закругления (вместо прямого угла) следует дописать окончание буквы, повернув перо в обратную сторону.
Работая перьями, всегда следует иметь среди шрифтовых инструментов тонкую колонковую кисточку для необходимых поправок в процессе работы.
При написании плаката работа должна начинаться с разметки. При размере плаката 60x90 см (стандартный лист) размер полей сверху и с боков должен быть равен 8... 10 см, снизу — 12 см. При обрамлении плаката орнаментальной рамкой ее следует делать на расстоянии 2...2,5 см от края бумаги. При этом текст располагается на расстоянии 7...10 см от рамки. Не рекомендуется зрительно наиболее насыщенную часть плаката помещать в центре. Ее лучше поместить в верхней части плаката. Выразительность плаката увеличится, если его нижняя часть будет иметь больше свободного фона.