Вряд ли разработчики первой в мире компьютерной звуковой карты догадывались, во что превратится персональный компьютер благодаря их изобретению. Ученые из малоизвестного немецкого института имени Фраунхофера тоже вряд ли предполагали, какая роль уготована формату психоакустического сжатия цифрового звука MPEG-1 Layer 3, известного ныне как MP3. Настольный ПК из устройства, предназначенного для научных расчетов и офисного использования, превратился в мультимедийный развлекательный центр, причем, я нисколько не погрешу против истины, если скажу, что главной мультимедийной функцией современного компьютера является воспроизведение музыки. Даже автор этих строк, по-старинке предпочитающий слушать музыку на специально предназначенной для этих целей аппаратуре, с удивлением обнаружил, что папка с файлами MP3 на его домашнем компьютере занимает уже более 20 Гбайт. Что уж говорить о любителях собирать музыкальные коллекции, у которых звуковыми файлами заняты сотни гигабайт. Как вы сами понимаете, только звуковой карты и удобного компактного формата явно недостаточно для прослушивания любимой музыки: для этого нужны еще и акустические системы. А поскольку большая часть музыкальных произведений представляет собой двухканальные, то есть стереофонические записи, для их воспроизведения лучше всего подходят и двухканальная акустика. Показательно, что несмотря на сравнительно широкое распространение многоканального звука в кино, многие меломаны не торопятся приобретать аппаратуру и диски с поддержкой таких форматов. В настоящее время произошло весьма четкое подразделение техники для "домашних кинотеатров" и традиционной стереофонической Hi-Fi-аппаратурой. Более того, некоторые предпочитают использовать для просмотра DVD с многоканальным звуков одно оборудование, а для прослушивание аудиозаписей на CD и других носителях - совсем другое.
Любители послушать музыку на компьютере тоже чаще всего склоняются к покупке качественной стереофонической компьютерной акустики вместо того, чтобы приобретать модные многоканальные комплекты. Главная причина все та же: двухканальность подавляющего большинства существующих в мире фонограмм. Кроме того, за деньги, которые просят за многоканальный мультимедийный комплект весьма посредственного качества, можно купить двухканальную акустическую систему очень достойного уровня. Кстати, неслучайно, что в модельных рядах всех производителей компьютерной акустики имеются подобные модели. Наш обзор посвящен именно таким колонкам - как выбрать удачный экземпляр, на что обратить внимание при подборе, каким характеристикам уделить первостепенное внимание.
Все многообразие акустических систем на прилавках магазинов можно условно разделить на две большие категории исходя из материала, использованного для изготовления корпуса. Самые дешевые модели обычно производятся из пластика различных сортов. У таких громкоговорителей два достоинства: относительная дешевизна и возможность придать корпусу самую причудливую форму. Главный недостаток - посредственное качество звучания: помимо того, что пластик сам "поет" от колебаний звуковых головок, очень вероятно появление дребезга в местах соединения частей корпуса, а также корпуса и других компонентов акустической системы. Впрочем, чтобы меня не обвиняли в снобизме, добавлю, что лично мне доводилось слышать прилично звучащие компьютерные колонки в пластиковых корпусах, но исключение в данном случае лишь подтверждает правило.
Компьютерная акустика среднего и высшего класса выпускается в корпусах из древесно-стружечной или древесно-волокнистой плиты (ДСП или ДВП). Это именно те колонки, про которые в прайс-листах пишут "деревянные". Не перестаю удивляться тому, что пресловутая "деревянность" так закрепилась в умах продавцов и некоторых производителей. Согласитесь, только самый бессовестный торгаш осмелится выдавать, скажем, шкаф из ДСП за изделие из массива дуба. Дерево, действительно, иногда используется для выпуска акустических систем, но такие модели можно отнести к категории hi-end как по сложности расчета и изготовления, так и по цене с множеством нулей. Дело в том, что дерево, как и вышеупомянутый пластик, это тоже "звучащий" материал. Вспомните хотя бы обыкновенную гитару или фортепиано. Сконструировать и изготовить хорошо звучащую акустическую систему в деревянном корпусе - чрезвычайно сложная и дорогостоящая задача. Смешно думать, что этим будут заниматься ради 50-долларовых компьютерных колоночек.
Строго говоря, существует еще и третья категория мультимедийной акустики, так называемая дизайнерская. Она может выпускаться в корпусах из пластика, ДСП/ДВП или даже металла. Качество звучания здесь, как правило, лежит по ту сторону добра и зла, так что для прослушивания музыки такие изделия в большинстве своем непригодны.
Следующее, на что следует обратить внимание при выборе акустических систем, - это головки. Обычным решением для компьютерной акустики является двухполосная схема, где за воспроизведение высоких частот отвечает BЧ-динамик (в просторечии - "пищалка"), а за средне- и низкочастотный диапазон в ответе широкополосная динамическая головка. Такая схема типична и для "полочных" акустических систем класса Hi-Fi: ее основное преимущество перед многополосными колонками - в более точной стереопанораме, поскольку всего две головки находятся рядом, они максимально сбалансированы и звук исходит почти из одной точки. По общему правилу, чем больше диаметр широкополосной головки, тем лучше она способна воспроизводить низкие частоты.
Важно обратить внимание на материал, из которого изготовлен диффузор ВЧ-головки: если это пластик, то "искусственности" в высоких частотах не избежать. Лучший выбор - диффузор из шелка, пропитанного специальным составом. Такая "пищалка" способна выдавать естественный и "прозрачный" звук. Неплохо справляются со своей задачей и ВЧ-головки из алюминиевой или титановой фольги. Встречаются также диффузоры из различных полимеров, в том числе с металлическим напылением, но они по качеству звучания, обычно, опережают только пластиковые. Напомню, речь идет именно о компьютерных колонках; в Hi-Fi-акустике ВЧ-головки с полимерными диффузорами стоят "более других" денег и технология их производства существенно отличается.
Что касается широкополосной головки, то здесь на смену традиционной (и дорогой старым аудиофилам) бумаге пришли искусственные материалы: синтетические смолы - кевлар, углеволокно или их аналоги (например, стекловолокно), либо полипропилен. Разумеется, все эти материалы используются не в чистом виде и имеют либо особую пропитку, либо специальное покрытие. Подвес диффузора производится из резины или гибкого синтетического материала. К слову, в головках обновленной линейки акустики Solo (с индексом MK2) компании Microlab используется диффузор из материала, очень напоминающего кевлар, однако, после ближайшего рассмотрения новых "солистов", как владелец Hi-Fi-акустики с головками, выполненными с использованием кевлара, позволю себе усомниться в этом. Скорее, это ткань из какой-то другой синтетической смолы, пропитанная специальным клеящим составом. Впрочем, некоторые другие производители, в частности, JetBalance, прямо указывают в спецификациях, что в их колонках установлены головки с кевларовым диффузором, поэтому, вполне возможно, что у Microlab какая-то особая технология производства диффузоров из этого материала.
Если вы пользуетесь ЭЛТ-монитором, убедитесь, что в выбранной вами модели головки магнитоэкранированы, в противном случае на экране дисплея могут возникать искажения. Для владельцев ЖК-мониторов этот совет не актуален.
Оформление корпуса может быть двух типов: "закрытый ящик" и фазоинверторное. Теоретически герметичный корпус обеспечивает более близкую к линейной амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), однако, учитывая скромные габариты этого класса акустики, предпочтительнее выглядят модели с трубой фазоинвертора, которая позволяет добиться более глубокого баса. В любом случае линейности АЧХ от компьютерной акустики ждать не стоит: здесь не следуют канонам Hi-Fi, а просто пытаются добиться выразительного и музыкального звучания малыми средствами. При выборе следует обратить внимание на расположение фазоинвертора: если отверстие находится на задней панели, вы не сможете установить такие колонки вплотную к стене, поскольку для нормального "дыхания" им требуется не менее 20 см свободного пространства.
Вся мультимедийная акустика - активная, то есть, оснащена встроенным усилителем мощности. Усиленный сигнал передается на головки через разделительный фильтр (кроссовер), отправляющий на каждую головку сигнал именно того диапазона частот, который она способна воспроизвести. Применяются также схемы с несколькими усилителями мощности, каждый из которых обслуживает свой частотный диапазон (т.н. bi-amping).
И, наконец, несколько слов о заявляемых производителем характеристиках. Практика показывает, что ничему, кроме данных о габаритах, весе и напряжении питания, верить не стоит. Обычное дело, когда у 50-долларовых колонок высотой с книжку указан диапазон воспроизводимых частот от 20 до 20000 Гц и выходная мощность в несколько сот ватт. Все дело в условиях и единицах измерения. Не вдаваясь в подробности, отмечу лишь, что реальная выходная мощность (RMS) настольной компьютерной акустики обычно не превышает 30 Вт на канал, а самые низкие воспроизводимые без заметных искажений частоты лежат в диапазоне 100-150 Гц.
Последний, и самый важный совет: прежде чем купить понравившуюся модель, обязательно послушайте, как она звучит, ведь акустическая система нужна для получения удовольствия от музыки, а не от напечатанных на коробке характеристик. Более того, если вашим приятелям нравится звучание того или иного комплекта, далеко не факт, что оно понравится и вам. Итак, главный девиз - слушаем и выбираем!
Любители послушать музыку на компьютере тоже чаще всего склоняются к покупке качественной стереофонической компьютерной акустики вместо того, чтобы приобретать модные многоканальные комплекты. Главная причина все та же: двухканальность подавляющего большинства существующих в мире фонограмм. Кроме того, за деньги, которые просят за многоканальный мультимедийный комплект весьма посредственного качества, можно купить двухканальную акустическую систему очень достойного уровня. Кстати, неслучайно, что в модельных рядах всех производителей компьютерной акустики имеются подобные модели. Наш обзор посвящен именно таким колонкам - как выбрать удачный экземпляр, на что обратить внимание при подборе, каким характеристикам уделить первостепенное внимание.
Все многообразие акустических систем на прилавках магазинов можно условно разделить на две большие категории исходя из материала, использованного для изготовления корпуса. Самые дешевые модели обычно производятся из пластика различных сортов. У таких громкоговорителей два достоинства: относительная дешевизна и возможность придать корпусу самую причудливую форму. Главный недостаток - посредственное качество звучания: помимо того, что пластик сам "поет" от колебаний звуковых головок, очень вероятно появление дребезга в местах соединения частей корпуса, а также корпуса и других компонентов акустической системы. Впрочем, чтобы меня не обвиняли в снобизме, добавлю, что лично мне доводилось слышать прилично звучащие компьютерные колонки в пластиковых корпусах, но исключение в данном случае лишь подтверждает правило.
Компьютерная акустика среднего и высшего класса выпускается в корпусах из древесно-стружечной или древесно-волокнистой плиты (ДСП или ДВП). Это именно те колонки, про которые в прайс-листах пишут "деревянные". Не перестаю удивляться тому, что пресловутая "деревянность" так закрепилась в умах продавцов и некоторых производителей. Согласитесь, только самый бессовестный торгаш осмелится выдавать, скажем, шкаф из ДСП за изделие из массива дуба. Дерево, действительно, иногда используется для выпуска акустических систем, но такие модели можно отнести к категории hi-end как по сложности расчета и изготовления, так и по цене с множеством нулей. Дело в том, что дерево, как и вышеупомянутый пластик, это тоже "звучащий" материал. Вспомните хотя бы обыкновенную гитару или фортепиано. Сконструировать и изготовить хорошо звучащую акустическую систему в деревянном корпусе - чрезвычайно сложная и дорогостоящая задача. Смешно думать, что этим будут заниматься ради 50-долларовых компьютерных колоночек.
Строго говоря, существует еще и третья категория мультимедийной акустики, так называемая дизайнерская. Она может выпускаться в корпусах из пластика, ДСП/ДВП или даже металла. Качество звучания здесь, как правило, лежит по ту сторону добра и зла, так что для прослушивания музыки такие изделия в большинстве своем непригодны.
Следующее, на что следует обратить внимание при выборе акустических систем, - это головки. Обычным решением для компьютерной акустики является двухполосная схема, где за воспроизведение высоких частот отвечает BЧ-динамик (в просторечии - "пищалка"), а за средне- и низкочастотный диапазон в ответе широкополосная динамическая головка. Такая схема типична и для "полочных" акустических систем класса Hi-Fi: ее основное преимущество перед многополосными колонками - в более точной стереопанораме, поскольку всего две головки находятся рядом, они максимально сбалансированы и звук исходит почти из одной точки. По общему правилу, чем больше диаметр широкополосной головки, тем лучше она способна воспроизводить низкие частоты.
Важно обратить внимание на материал, из которого изготовлен диффузор ВЧ-головки: если это пластик, то "искусственности" в высоких частотах не избежать. Лучший выбор - диффузор из шелка, пропитанного специальным составом. Такая "пищалка" способна выдавать естественный и "прозрачный" звук. Неплохо справляются со своей задачей и ВЧ-головки из алюминиевой или титановой фольги. Встречаются также диффузоры из различных полимеров, в том числе с металлическим напылением, но они по качеству звучания, обычно, опережают только пластиковые. Напомню, речь идет именно о компьютерных колонках; в Hi-Fi-акустике ВЧ-головки с полимерными диффузорами стоят "более других" денег и технология их производства существенно отличается.
Что касается широкополосной головки, то здесь на смену традиционной (и дорогой старым аудиофилам) бумаге пришли искусственные материалы: синтетические смолы - кевлар, углеволокно или их аналоги (например, стекловолокно), либо полипропилен. Разумеется, все эти материалы используются не в чистом виде и имеют либо особую пропитку, либо специальное покрытие. Подвес диффузора производится из резины или гибкого синтетического материала. К слову, в головках обновленной линейки акустики Solo (с индексом MK2) компании Microlab используется диффузор из материала, очень напоминающего кевлар, однако, после ближайшего рассмотрения новых "солистов", как владелец Hi-Fi-акустики с головками, выполненными с использованием кевлара, позволю себе усомниться в этом. Скорее, это ткань из какой-то другой синтетической смолы, пропитанная специальным клеящим составом. Впрочем, некоторые другие производители, в частности, JetBalance, прямо указывают в спецификациях, что в их колонках установлены головки с кевларовым диффузором, поэтому, вполне возможно, что у Microlab какая-то особая технология производства диффузоров из этого материала.
Если вы пользуетесь ЭЛТ-монитором, убедитесь, что в выбранной вами модели головки магнитоэкранированы, в противном случае на экране дисплея могут возникать искажения. Для владельцев ЖК-мониторов этот совет не актуален.
Оформление корпуса может быть двух типов: "закрытый ящик" и фазоинверторное. Теоретически герметичный корпус обеспечивает более близкую к линейной амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), однако, учитывая скромные габариты этого класса акустики, предпочтительнее выглядят модели с трубой фазоинвертора, которая позволяет добиться более глубокого баса. В любом случае линейности АЧХ от компьютерной акустики ждать не стоит: здесь не следуют канонам Hi-Fi, а просто пытаются добиться выразительного и музыкального звучания малыми средствами. При выборе следует обратить внимание на расположение фазоинвертора: если отверстие находится на задней панели, вы не сможете установить такие колонки вплотную к стене, поскольку для нормального "дыхания" им требуется не менее 20 см свободного пространства.
Вся мультимедийная акустика - активная, то есть, оснащена встроенным усилителем мощности. Усиленный сигнал передается на головки через разделительный фильтр (кроссовер), отправляющий на каждую головку сигнал именно того диапазона частот, который она способна воспроизвести. Применяются также схемы с несколькими усилителями мощности, каждый из которых обслуживает свой частотный диапазон (т.н. bi-amping).
И, наконец, несколько слов о заявляемых производителем характеристиках. Практика показывает, что ничему, кроме данных о габаритах, весе и напряжении питания, верить не стоит. Обычное дело, когда у 50-долларовых колонок высотой с книжку указан диапазон воспроизводимых частот от 20 до 20000 Гц и выходная мощность в несколько сот ватт. Все дело в условиях и единицах измерения. Не вдаваясь в подробности, отмечу лишь, что реальная выходная мощность (RMS) настольной компьютерной акустики обычно не превышает 30 Вт на канал, а самые низкие воспроизводимые без заметных искажений частоты лежат в диапазоне 100-150 Гц.
Последний, и самый важный совет: прежде чем купить понравившуюся модель, обязательно послушайте, как она звучит, ведь акустическая система нужна для получения удовольствия от музыки, а не от напечатанных на коробке характеристик. Более того, если вашим приятелям нравится звучание того или иного комплекта, далеко не факт, что оно понравится и вам. Итак, главный девиз - слушаем и выбираем!